ГДЗ литература 9 класс Коровина Часть 1, 2 Часть 1 | Страница 281

Авторы:
Год:2021
Тип:учебник
Часть:1, 2
Нужно другое издание?

Страница 281

Опыт литературоведческого исследования

Многие филологи обращаются к сайту http://feb-web.ru/, где представлены исследования уважаемых литераторов.

  Добавить текст Вернуть оригинал

На данном портале я нашла следующую информацию о сходствах и различиях творчества Пушкина и Лермонтова. Полную информацию можно прочитать по данной ссылке:

  Добавить текст Вернуть оригинал

http://feb-web.ru/feb/lermont/critics/jt/jt1-356-.htm?cmd=p

  Добавить текст Вернуть оригинал

Белинский сравнивал Пушкина с морем, принявшим в себя воду всех рек и ручейков, включившим в себя всё предшествующее ему развитие, все большие и малые явления нашей допушкинской литературы. Лермонтов имел перед собой не только большие и малые литературные реки и ручейки — перед ним необъятно раскинулось безбрежное пушкинское море. В творчестве Лермонтова, как и в стихах Пушкина, можно открыть следы самых разнообразных «влияний», заимствований и реминисценций — от Ломоносова и Ивана Дмитриева до Козлова, Жуковского, Полежаева, Баратынского, — однако среди всех этих разнообразных речек и ручейков основной движущей силой был мощный, неиссякаемый поток пушкинского творчества.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Лермонтов оказывается подлинным «наследником», «преемником» Пушкина, продолжающим вести нашу литературу тем основным путем, на который поставил ее Пушкин, продвигающим далее решение тех исторических задач, которые впервые были осознаны и для своего времени решены Пушкиным: воплощение в русской литературе европейского романтизма в его байроническом аспекте; создание «поэзии действительности» — великой реалистической литературы; обращение литературы к сокровищнице народного творчества; художественное воплощение современности в образе центрального типического лица; создание лирики, расцвеченной всеми красками, пронизанной всеми голосами жизни, откликающейся на все запросы современности; создание русской художественной прозы. Общественно-историческая близость Лермонтова к Пушкину обусловила в основных чертах сходство их идейно-художественной эволюции.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Художественно-творческий опыт Пушкина, первым проделавшего эту эволюцию, оказывается для Лермонтова могучим подспорьем в его собственном творческом пути. В самые критические моменты этого пути Лермонтов неизменно обращается за творческим содействием к Пушкину, обретая в нем новые указания, новые силы, новые импульсы для создания своих собственных глубоко оригинальных художественных шедевров.

  Добавить текст Вернуть оригинал

История творческих отношений Лермонтова и Пушкина развертывает картину не «влияния» одного писателя и подчинения этому «влиянию» другого, а кровной, органической преемственности, теснейшей историко-литературной связи двух непосредственно следующих друг за другом крупнейших представителей нашей литературы. На выяснении этих отношений формула: «Пушкин — родоначальник новой великой русской литературы» — обретает свою конкретную наполненность.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Отношение лермонтовского творчества к творчеству Пушкина издавна привлекало к себе внимание критиков и литературоведов. Бросающееся в глаза сходство ряда элементов творчества Лермонтова с произведениями Пушкина заставляло некоторых прямо говорить о неоригинальности, подражательности Лермонтова. Особенно крайнюю позицию занял в этом отношении критик 60-х годов Варфоломей Зайцев, утверждая в своей статье о Лермонтове, что произведения последнего являются «рабскими подражаниями» Пушкину, так что нужно иметь даже громадную память, чтобы запомнить, что именно принадлежит ему и что Пушкину.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Утверждение это, конечно, чудовищно несправедливо и свидетельствует о полном непонимании критиком живого процесса развития литературы, строящегося на тесных взаимных связях писателей друг с другом, на постоянной органической преемственности. Литературоведы, подходившие обычно к вопросу о литературных отношениях Пушкина и Лермонтова с бо́льшим пониманием этой стороны дела, чаще всего ограничивались признанием большого «влияния» Пушкина на лермонтовское творчество. Самой обстоятельной работой этого рода, подытожившей весь накопленный предшественниками материал и подобравшей еще целый ряд параллельных мест, текстовых совпадений, реминисценций и т. п., является книжка Б. В. Неймана «Влияние Пушкина в творчестве Лермонтова», вышедшая к юбилею 1914 г.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Однако большинство исследователей отмечало, что творчество Пушкина имело значение для Лермонтова только в первый, ранний, период деятельности последнего. «Поэзия Пушкина имела значение для Лермонтова лишь в первые годы его творческой деятельности (1828—1830 гг.)», — пишет, например, в своей статье «Влияние на творчество Лермонтова русской и европейской поэзии» С. В. Шувалов1.

  Добавить текст Вернуть оригинал

С этим солидаризируется в своей книжке о Лермонтове 1924 г. и Б. М. Эйхенбаум, склонный вообще связывать поэзию Лермонтова не с Пушкиным, а с Жуковским и второстепенными поэтами его школы, вроде И. Козлова, Подолинского и др. «От Пушкина он постепенно отходит к линии Жуковского и его последователей», — пишет Эйхенбаум и через некоторое время, говоря о зрелом Лермонтове, снова повторяет: «Обходя Пушкина, поэзия которого в это время уже переставала удовлетворять и начинала восприниматься как «вчерашняя», Лермонтов останавливается на Жуковском и на поэтах его школы» (стр. 29 и 101).

  Добавить текст Вернуть оригинал
Скачать ответ
Есть ошибка? Сообщи нам!

Решебники по другим предметам