Сочинение на тему Русское литературное зарубежье 1920-1990-х годов

Cart klass
Класс
10
Cart ocenka
Оценка
4
Cart slov
Кол-во слов:
592
Cart check
Работа проверена учителем
Да

Литература русского зарубежья – ветвь русской литературы, возникшая после 1917 года за пределами Советской России и СССР. Литература русского зарубежья делится на три периода, соответствующих трём волнам в истории русской эмиграции:

 Вернуть оригинал

Первая волна – 1918-1940 годы.

Вторая волна – 1940-1950-е годы (или середина 1960-х годов).

 Вернуть оригинал

Третья волна – 1960-1980-е годы.

Три волны эмиграции русской литературы в 20 веке.

 Вернуть оригинал

Развитие литературы первой волны эмиграции можно разделить на два периода:

 Вернуть оригинал

1920-1925 годы – период становления литературы эмиграции, надежды на возвращение. Преобладает антисоветская, антибольшевистская тематика, ностальгия по России, гражданская война изображается с антиреволюционных позиций.

 Вернуть оригинал

1925-1939 годы – интенсивное развитие издательской деятельности, формирование литературных объединений. Надежды на возвращение утрачиваются. Большое значение приобретает мемуарная литература, призванная сохранить аромат утраченного рая, картины детства, народные обычаи. Исторический роман, как правило, основывающийся на понимании истории, как цепи случайностей, зависящих от воли человека. Революция и гражданская война изображаются уже с более взвешенных позиций, появляются первые произведения о ГУЛАГе, концлагерях (И. Соланевич «Россия в концлагере», М. Марголин «Путешествие в страну Зе-Ка», Ю. Бессонов «26 тюрем и побег с Соловков»).

 Вернуть оригинал

В 1933 году признанием русской зарубежной литературы стала Нобелевская премия Бунину «за правдивый артистический талант, с которым Бунин воссоздал русских характер».

 Вернуть оригинал

Вторая волна русской эмиграции была порождена Второй мировой войной. Она складывалась из тех, кто выехал из Прибалтийских республик, присоединённых к СССР в 1939 году, из военнопленных, опасавшихся возвращаться домой, где их могли ожидать советские лагеря, из угнанных на работу в Германию советских молодых людей, из тех, кто связал себя сотрудничеством с фашистами. Местом жительства для этих людей стала сначала Германия, затем США и Великобритания. Почти все сейчас известные поэты и прозаики второй волны начали свою литературную деятельность уже в эмиграции. Это поэты О. Анстей, И. Елагин, Д. Кленовский, И. Чиннов, Т. Фесенко, Ю. Ивасюк. Как правило, они начинали с социальных тем, но затем переходили к лирическим и философским стихам. Писатели В. Юрасов, Л. Ржевский, Б. Филиппов (Филистинский), Б. Ширяев, Н. Нароков рассказывали о жизни Советского Союза в преддверии войны, о репрессиях, всеобщем страхе, о самой войне и тернистом пути эмигранта. Общим для всех писателей второй волны было преодоление идеологической направленности творчества, обретение общечеловеческой нравственности. До сих пор литература второй волны остаётся мало известной читателям. Одним из лучших доступных произведений является роман Н. Нарокова «Мнимые величины», рассказывающий о судьбах советских интеллигентов, живущих по христианским законам совести в сталинские годы.

 Вернуть оригинал

Третья волна эмиграции связана с началом диссидентского движения в конце 1960-х годов и с собственно эстетическими причинами. Большинство эмигрантов третьей волны формировались, как писатели, в период хрущёвской «оттепели», с её осуждением культа личности Сталина, с провозглашаемым возвращением к «ленинским нормам жизни». Писатели вдохнули воздух творческой свободы: можно было обратиться к прежде закрытым темам ГУЛАГа, тоталитаризма, истинной цены военных побед. Стало возможным выйти за рамки норм социалистического реализма и развивать экспериментальные условные формы. Но уже в середине 1960-х годов свободы начали свертываться, усилилась идеологическая цензура, подверглись критике эстетические эксперименты. Начались преследования А. Солженицына и В. Некрасова, был арестован и сослан на принудительные работы И. Бродский, арестовали А. Синявского, КГБ запугивал В. Аксёнова, С. Довлатова, В. Войновича. В таких условиях эти и многие другие писатели были вынуждены уехать за границу. В эмиграции оказались писатели Ю. Алешковский, Г. Владимов, А. Зиновьев, В. Максимов, Ю. Мамлеев, Саша Соколов, Дина Рубина, Ф. Горенштейн, Э. Лимонов, поэты А. Галич, Н. Коржавин, Ю. Кублановский, И. Губерман, драматург А. Амальрик.

 Вернуть оригинал

Характерной чертой литературы третьей волны было соединение стилевых тенденций советской литературы с достижениями западных писателей, особое внимание к авангардным течениям.

 Вернуть оригинал

Крупнейшим писателем реалистического направления был Александр Солженицын, за время эмиграции написавший многотомную эпопею «Красное колесо», воспроизводящую важнейшие «узлы» истории России.

 Вернуть оригинал

Социальные и культурные обстоятельства каждой волны оказывали непосредственное влияние на развитие литературы русского зарубежья и её жанров.

 Вернуть оригинал

(592 слова)

Скачать ответ

Сочинение на схожие темы