ГДЗ по истории нового времени 7 класс Юдовская ФГОС §16

Авторы:
Год:2023
Тип:учебник
Серия:Всеобщая история
Нужно другое издание?

§16

Страны Центральной, Южной и Юго-Восточной Европы.

Вопрос в начале параграфа

Вспомните, в чём состояли последствия Великих географических открытий для итальянских городов. Каковы условия Аугсбургского религиозного мира? Проверьте себя, прочитав параграф 2, 11. Какие народы относятся к южным и западным славянам?

  Добавить текст Вернуть оригинал

Благодаря Великим географическим открытиям центр мировой торговли переместился из Средиземного моря в Атлантический океан. Это существенно подорвало позиции таких итальянских городов, как Венеция и Генуя, которые на протяжении всего Средневековья жили с торговли. В свою очередь, начался рост городов, которые имели выход к Атлантическому океану: Лондона, Севильи, Лиссабона, Антверпена, Амстердама.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Согласно условиям Аугсбургского религиозного мира в Германии устанавливалось равноправие между протестантами и католиками и самое главное – был сформулирован принцип «Чья страна, того и вера». Т.е. каждый немецкий князь имел право устанавливать на своих землях среди своих подданных ту религию, которой он придерживался.

  Добавить текст Вернуть оригинал

К южным славянам относились болгары, сербы, хорваты, македонцы, словенцы, черногорцы, а к западным: поляки, чехи и словаки.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 143

Вопросы в конце параграфа

1. В каких формах складывался абсолютизм в итальянских государствах? Какие из них являлись примерами этих форм?

Абсолютизм в итальянских государствах складывался в довольно специфической форме. Здесь ведущее место занимала городская аристократия, с явно выраженными буржуазными чертами. Такой тип абсолютизма назывался итальянским, и он был распространён в Тосканском и Миланском герцогствах, а также в большинстве более мелких итальянских государств. В Неаполитанском королевстве и Папском государстве сформировался т.н. испанский вариант абсолютизма, при котором влияние торгово-буржуазных кругов практически отсутствовало, а вся полнота власти принадлежала феодальной знати. И лишь в Савойском герцогстве абсолютизм напоминал классическую, французскую форму. Именно здесь были сильны городские коммуны, которые оказывали существенное влияние на развитие государства.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Почему Италия стала ареной длительных войн? Как изменилось положение итальянских государств после окончания Итальянских войн?

  Добавить текст Вернуть оригинал

Италия стала ареной длительных войн, потому что не была единым государством, а была раздроблена на отдельные самостоятельные герцогства, княжества и т.д. Каждый правитель думал лишь о себе и своих амбициях. Поэтому часто итальянские государства враждовали между собой, вступали в различные политические союзы, интриговали.

  Добавить текст Вернуть оригинал

После окончания Итальянских войн большая часть Италии оказалась под властью Испании, политическая раздробленность сохранилась, а экономический упадок только усугубился.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. Найдите на карте «Реформация в Европе в XVI в.» (с. 107) территорию Священной Римской империи германской нации.

Территория Священной Римской империи германской нации на данной карте обозначена светло-зелёной границей.

  Добавить текст Вернуть оригинал

4. Охарактеризуйте политическое устройство Священной Римской империи.

Священная Римская империя оставалась раздробленной и состояла из множества мелких княжеств и вольных городов. Отсутствовал единый политический и хозяйственный центр страны, а также привычная для централизованных государств единая система управления, финансов и налогообложения. Главой государства был император, чья власть на практике была скорее символической, поскольку на местах полновластными правителями были светские (герцоги, графы, бароны) или церковные князья (архиепископы, епископы). Более того, власть императора не была наследственной. Он избирался семью наиболее влиятельными князьями – курфюрстами.

  Добавить текст Вернуть оригинал

5. Каковы особенности положения южных и западных славян в XVI – XVII вв.?

Особенностью положения южных и западных славян в XVI – XVII вв. было то, что их значительная часть попала под власть Османской империи (болгары, сербы, хорваты), а другая часть – под власть государства Габсбургов (чехи, словенцы, часть сербов и хорватов). Исключением были поляки, которые имели собственное самостоятельное государство – Польское королевство, а позже – Речь Посполитую.

  Добавить текст Вернуть оригинал

6. Когда образовалась Речь Посполитая? В чём состоит специфика политического устройства этого государства?

Речь Посполитая образовалась в 1569 г. Специфика политического устройства этого государства состояла в том, что, во-первых, она являлась федерацией (т.е. являла собой равноправный союз Польши и Литвы), а во-вторых, власть короля была крайне слабой, по сравнению с другими европейскими государствами. Государством фактически управлял сейм, в состав которого входила знать – магнаты, католическое духовенство и высшие государственные сановники.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 143

Подумайте

1. Почему Италия, в которой раньше, чем в других европейских странах, появились ростки нового буржуазного порядка, в XVI в. по своему развитию отстала от Англии?

  Добавить текст Вернуть оригинал

Италия отстала по своему развитию от Англии из-за существовавшей политической раздробленности. Бесконечные войны, междоусобицы, вражда и взаимное недоверие среди итальянских государств не только сдерживали развитие буржуазных отношений, но и разоряли страну и её жителей. К тому же, в результате Великих географических открытий, Италия оказалась отодвинутой от главных маршрутов международной торговли. А вот в единой централизованной Англии, имеющей выход к Атлантическому океану, сформировались все необходимые предпосылки для активного развития капитализма.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Можно ли утверждать, что Священная Римская империя германской нации не была ни государством, ни даже географическим единством? Свою точку зрения обоснуйте.

  Добавить текст Вернуть оригинал

На это утверждение можно дать противоречивый ответ. Действительно Священная Римская империя не была полноценным государством, а скорее союзом равноправных самостоятельных государств. Ведь она не имела централизованной системы управления, единой налоговой и финансовой системы и даже столицы. А вот что касается географического единства, то оно скорее присутствовало. Все германские княжества находились в территориальной близости друг от друга, а их жители разговаривали на одном языке (немецком), имели общую культуру и традиции.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. Разделяете ли вы следующее суждение: «Люблинская уния одновременно является величайшим достижением и величайшей утратой»? Свою позицию обоснуйте.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Действительно Люблинская уния была, с одной стороны, величайшим достижением, поскольку совокупная военная мощь Польши и Литвы позволяла успешно бороться с врагами (например, с Османской империей или Россией). Таким образом, единая Речь Посполитая стала одним из сильнейших государств Восточной Европы. С другой стороны, Люблинская уния фактически привела к тому, что литовская шляхта попала скорее в подчинённое положение. Управлением государства, в основном, занимались поляки. Поэтому создание Речи Посполитой для большинства литовской знати стало своеобразной утратой. Утратой собственной самостоятельности.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 145

Вопросы и задания к главе I

1. Назовите основные итоги Нового времени (XVI–XVII вв).

В XV-XVI вв. были сделаны Великие географические открытия, европейцы вышли в Мировой океан. Старые представления о мире сменились более достоверными знаниями. Перед человеком открылись новые возможности и перспективы. Началась «атлантическая» эра европейской экономики, оживилась предпринимательская деятельность. Великие географические открытия положили начало созданию первых колониальных империй. Складываются абсолютистские государства, имеющие национальные границы, одну господствующую религию (религию монарха), одну коренную национальность. Появление национальных государств совпадает с развитием капитализма. Происходит зарождение капиталистического хозяйства, основанного на частной собственности, свободных рыночных отношениях и применении наемного труда. Начавшаяся в XVI в. Реформация положила конец единству католической церкви. В XVI-XVII вв. в европейских странах в недрах традиционного общества зарождаются черты общества современного.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Подумайте, почему именно в конце XV – начале XVI в. стали возможны Великие географические открытия.

Появление книгопечатания привело к распространению знаний, в том числе по географии. В плаваниях моряки пользовались компасом и астролябией, а главное – к этому времени появились новые конструкции парусов и кораблей. Появились каравеллы – новый тип хорошо управляемого судна, достигавшего 30 м в длину, 8 м в ширину и имевшего осадку 3 м. Несколько позже появляется более крупно судно – галион, еще лучше приспособленное к длительным плаваниям. Картографы стали изготавливать карты с более точно нанесенными на них очертаниями Европы, Азии и Северной Африки. На карты наносились широты. Португальцы создали навигационные карты, на которых обозначались очертания берегов, местонахождения портов. Новые изобретения и технические усовершенствования позволили европейцам расширить знания о Земле, совершить Великие географические открытия.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. Какие новые черты в экономической жизни общества позволяют говорить о зарождении капиталистического хозяйства?

Оживление в XVI-XVII вв. в европейских странах внутренней торговли, создание международных торговых компаний, банков и бирж, рост городов – все это свидетельствовало об успехах в развитии рыночного хозяйства. Происходит зарождение капиталистического хозяйства, основанного на частной собственности, свободных рыночных отношениях и применении наемного труда. Наряду с ремесленным производством развивались мануфактуры. Появляются новые дворяне, связанные с рынком, использующие труд батраков – сельские предприниматели. Увеличивается численность и богатство предпринимателей-капиталистов.

  Добавить текст Вернуть оригинал

4. Как высчитаете, почему деятелей новой культуры называют гуманистами, а время, когда возникла и развилась новая культура, - Возрождением?

  Добавить текст Вернуть оригинал

Учение гуманистов утверждало признание в человеке единства телесного и духовного начал, радостное восприятие жизни, учило деятельному отношению к миру вместо пассивного созерцания, то есть человеческая личность – главная ценность гуманистов. Эпоха Возрождения была названа так за отказ от средневековых традиций и возрождение античной культуры.

  Добавить текст Вернуть оригинал

5. Какое явление в жизни общества получило название «Реформация»? Как повлияла Реформация на духовную, политическую и экономическую жизнь общества?

  Добавить текст Вернуть оригинал

В XVI в. происходит раскол римско-католической церкви и образование новых христианских церквей. Этот процесс называется Реформацией. В данном случае Реформация – это движение за переустройство церкви. Эпоха Реформации вызвала ряд народных движений, направленных против сеньориальных порядков. Из-под папской власти ушли Скандинавия, Германия, Голландия, часть Франции. Реформация положила конец единству католической церкви. Учение Кальвина о Божественном предопределении рождает новую мораль, способствующую успехам трудовой деятельности. Европа раскололась на два лагеря – католический и протестантский.

  Добавить текст Вернуть оригинал

6. Поразмышляйте над вопросом: насколько была неизбежна Реформация в Европе? Своё мнение обоснуйте.

Думаю, что Реформация в Европе к началу XVI в. была неизбежной. Слишком много проблем накопилось в католической церкви, которые она сама не хотела решать самостоятельно. Тем более, ещё в Средние века многими подымался вопрос о том, что действия духовенства в реальности не соответствуют официальным требованиям церкви. Особенно ярким примером можно назвать движение катаров (конец XII – начало XIII вв.), которые помимо чисто религиозных вопросов, активно осуждали католическую церковь за стремление к накоплению богатств и вмешательству в политическую жизнь государств, а представителей духовенства – за то, что оно злоупотребляет своей властью, а также погрязло в роскоши и разврате. Похожие идеи также проповедовал и национальный герой Польши Ян Гус, сожжённый за свои убеждения на костре. И таких людей, трезво мыслящих и понимающих, что католическая церковь не должна оставаться такой как прежде, с каждым годом становилось всё больше и больше. Таким образом предпосылки к Реформации были заложены уже давно, поэтому её начало было лишь вопросом времени.

  Добавить текст Вернуть оригинал

7. Обсудите с одноклассниками: можно ли раннее Новое время считать временем разложения традиционного общества и зарождения общества современного? Свою точку зрения подтвердите фактами.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Раннее Новое время можно считать временем разложения традиционного общества и зарождения общества современного, так как идет разрушение традиционного хозяйства, на смену которому приходит капиталистическое хозяйство. Дух предпринимательства приводит к тому, что значительная часть городского населения работает по найму – это наемные рабочие. В деревне также происходят большие изменения: крестьяне в большинстве своем стали лично свободными, среди них идет процесс имущественного расслоения. Наряду с традиционным дворянством, появились новые дворяне, связанные с рынком, использующие труд батраков, - это сельские предприниматели.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 145

Творческие работы и проекты.

Групповой творческий проект «Модная Европа XVI-XVII вв.»

Информационный проект «Титаны Возрождения»

Никколо Макиавелли – итальянский мыслитель, философ, писатель, политический деятель. Никколо родился в 1469 году недалеко от Флоренции в деревне Сан-Кашано. Макиавелли не изучал древнегреческий язык, но читал латинские переводы Фукидида, Полибия и Плутарха, из которых черпал вдохновение для своих исторических трактатов.

  Добавить текст Вернуть оригинал

В жизни Никколо Макиавелли можно выделить два этапа: во время первого он преимущественно занимался государственными делами. В 1512 году начался второй этап, ознаменованный принудительным удалением Макиавелли из активной политики и написанием трудов, впоследствии сделавших его имя знаменитым.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Никколо Макиавелли являлся членом Совета восьмидесяти, ответственным за дипломатические переговоры и военные дела. В 1498 году он был выдвинут и утвержден на посту секретаря второй канцелярии флорентийского правительства, хотя подавал прошения на более низкие должности, но получал отказы. В том же году был избран секретарем военной Комиссии Десяти, органа, уполномоченного представлять Флоренцию в вооруженных конфликтах. Именно в этой должности, с 1498 по 1512 годы, по поручению правительства Николло многократно выполнял дипломатические поручения при дворах Людовика XII во Франции, Фердинанда II, и при папском дворе в Риме. С 1502 по 1503 годы Никколо был послом при дворе герцога Чезаре Борджиа. Месяцы, проведенные в его обществе, послужили толчком к пониманию Макиавелли идей «мастерства управления государством, независимого от моральных устоев», которые впоследствии отразились в трактате «Государь». В 1503-1506 годах Макиавелли был ответственен за флорентийскую стражу и защиту города, отстаивал идею создания ополчения. После возвращения Медичи во Флоренцию попал в опалу и был уволен со всех постов, а в 1513 году был обвинен в заговоре против Медичи и арестован. Несмотря на пытки, отвергал свою причастность и благодаря амнистии был освобожден. Никколо удалился в свое поместье в Сант’Андреа-ин-Перкуссина около Флоренции, где занялся написанием книг. В ноябре 1520 года получил должность историографа, написал «Историю Флоренции». В это же время им было написано несколько пьес – «Клиция», «Бельфагор», «Мандрагора» - которые ставились с большим успехом. Из-за книги «О военном искусстве» был отправлен на инспекцию городских стен Флоренции. Умер Никколо Макиавелли в 1527 году.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Принято считать, что Никколо Макиавелли циник, считающий, что в основе политики стоят выгода и сила, и что в политике всегда следует применять силу, а моралью можно и пренебречь при наличии благой цели. Однако это не верно. В своих книгах он неоднократно подчеркивал, что правителю наиболее выгодно опираться на народ. Ложь допустима только к врагам, а жестокость – только к бунтовщикам. В работах «Государь» и «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» Макиавелли рассматривает государство как политическое состояние общества. Он называет политику «опытной наукой». Макиавелли – один из немногих деятелей Возрождения, затронувший вопрос о роли личности правителя. Он считал, что, исходя из реалий современной Италии, страдавшей от феодальной раздробленности, что лучше сильный, пусть и лишенный угрызения совести, государь во главе единой страны, чем враждующие мелкие правители. Никколо Макиавелли первым поставил в философии и истории вопрос о соотношении моральных норм и политической целесообразности2.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Исследовательский проект «Реформация – революция в сфере сознания». Проанализируйте и систематизируйте информацию об изменениях, которые происходили в жизни церкви и общества под влиянием Реформации.

В XVI в. католическая церковь переживала кризис. Под влиянием идей гуманистов шло обмирщение сознания. Публичные молитвы, посты, культы святых и мощей, строгое соблюдение обрядов вместо истинной веры – все это не удовлетворяло многих верующих.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Мартин Лютер предложил верующим ответ на вопрос: как достичь спасения души? Учение Лютера можно свести к трем главным положениям: человек спасается верой; вера обретается только через милость Бога и не зависит ни от каких заслуг человека; только Священное Писание, слово Божье, является авторитетом в делах веры. Основанная на учении Лютера церковь стала называться лютеранской. Его учение было связано с распадом традиционного общества и постепенным превращением человека в индивидуальность. Такому человеку не нужны были посредники для общения с Богом. Сторонников Реформации стали называть протестантами, так как они выступали с протестом, то есть выступили против гегемонии католической церкви.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Вслед за Лютером и другими религиозными мыслителями Жан Кальвин попытался дать ответ на вопрос, волновавший верующих: свободен ли человек в выборе своего жизненного пути или его судьба заранее предопределена Богом? Учение Кальвина заставляло его последователей упорно трудиться: иным путем знак спасения души получить было невозможно. Кальвинизм провозглашал новые моральные ценности, новые нормы отношения к труду – бережливость, расчет, скупость, накопление в сочетании с неустанным трудом, умеренность в быту. Такое учение отвечало, прежде всего, идеалам горожан и предпринимателей в эпоху зарождения капиталистического хозяйства. Оно подчеркивало богоугодность их деятельности и одновременно укрепляло дух предпринимательства. Кальвинистская трудовая этика способствовала развитию капиталистического хозяйства и дальнейшему разложению традиционного общества, утверждению человека Нового времени.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Исходя из изложенного, можно сказать, что Реформация – революция в сфере сознания, которая создала человека Нового времени с новыми моральными ценностями, соответствовавшими духу того времени.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 146

Глава II. Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и в колониях)

Вопрос в начале главы II

Выделите общие черты событий в Нидерландах во второй половине XVI — начале XVII в. и в Англии в середине – второй половине XVII в.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Обе революции являются буржуазными, сменившими феодальные порядки. Обе революции сопровождались религиозными распрями – в Англии англиканство против католичества, в Нидерландах – кальвинизм против католичества.

  Добавить текст Вернуть оригинал
Скачать ответ
Есть ошибка? Сообщи нам!

Решебники по другим предметам