ГДЗ по истории средних веков 6 класс Абрамов ФГОС §5

Авторы:
Год:2022-2023
Тип:учебник
Серия:Всеобщая история

§5

Культура раннего Средневековья

Главный вопрос параграфа

Что объединяло культуру и быт Западной Европы и Византии и почему это единство не удалось сохранить?

Культуру и быт Западной Европы и Византии длительное время объединяли христианская религия и античное (римское) наследие. Это единство не удалось сохранить из-за раскола в христианской церкви на восточную (православную) и западную (католическую).

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 47

Вопросы и задания к пункту параграфа

1. Почему «Символ веры» был объявлен догматом?

«Символ веры» был объявлен Вселенским собором догматом для того, чтобы в будущем не возникало различного толкования христианского учения (как в случае со сторонниками арианства).

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Что такое кириллица? Кем и для чего она была создана?

Кириллица – это азбука, созданная специально для славян. Она была разработана византийскими монахами, братьями Кириллом и Мефодием, с целью распространения христианской веры среди славянского населения.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 47

Вопросы и задания к пункту параграфа

1. Как был устроен монастырь?

Монастырь представлял собой территорию, огражденную от всего мира забором. Здесь находились храм, хозяйственные и жилые постройки, а также поля, сады и огороды. На территории монастыря действовали свои правила и порядки. Возглавлял монастырь избранный монахами руководитель, которого в Западной Европе называли аббат, а в Византии – игумен.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Почему средневековые книги стоили очень дорого?

Средневековые книги стоили очень дорого потому, что для их изготовления использовался необычайно дорогой материал – пергамент, а также из-за длительного времени, необходимого для их написания.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 47

Вопросы и задания к иллюстрациям, схемам, картам

Опишите мебель и технические приспособления, которые использовал переписчик книг.

Основными элементами мебели, которые использовал средневековый переписчик книг, были: стол, стул и книжные полки. Среди использованных технически приспособлений следует отметить специальную подставку в форме небольшой пирамиды. Для удобства переписывания, на эту подставку возлагали чистый лист пергамента.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 49

Вопросы и задания к иллюстрациям, схемам, картам

1. Какие элементы античной архитектуры были использованы архитекторами раннего Средневековья?

Архитекторы раннего Средневековья, во время возведения христианских храмов, использовали наследие римской эпохи – базилики, которые представляли собой прямоугольные постройки, вытянутые с запада на восток.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Определите, какой из изображённых храмов крестово-купольный.

Крестово-купольным храмом является собор Святой Софии, поскольку по своей форме он представляет крест, в центре которого находиться полукруглый купол.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 49

Вопросы и задания к пункту параграфа

1. Почему в Средние века быть образованным значило знать латынь?

Знание латыни делало человека образованным, поскольку на территории Западной Европы только на этом языке писались научные трактаты и литературные произведения. Диспуты и богослужения тоже проводились на латыне.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Назовите виды средневековой храмовой живописи.

Основными видами средневековой храмовой живописи были иконы (картины, написанные на деревянных досках специальными красками), мозаики (картины, выложенные из кусочков цветного стекла) и фрески (росписи красками по сырой штукатурке).

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 50

Вопросы и задания к иллюстрациям, схемам, картам

Какое из «семи свободных искусств» изобразил средневековый художник? Обоснуйте свой ответ.

Средневековый художник, скорее всего, изобразил риторику. Это видно по нарисованному рупору, который держит у своего рта нарисованный человек. Таким образом, показано, что он выступает с какой-то речью. А риторика как раз и относится к «искусству речи».

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 51

Вопросы и задания к иллюстрациям, схемам, картам

Опишите, как проходили учебные занятия в Византии.

Учебные занятия в Византии немного напоминали современные. Небольшая группа учеников читала какой-то текст, а потом несколько из них выступали перед учителями и отвечали на их вопросы.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 51

Вопросы и задания к пункту параграфа

1. Перечислите «семь свободных искусств». На произведениях каких античных авторов они базировались?

«Семь свободных искусств» делились две группы: «тривиум» (риторика, диалектика, грамматика) и «квадривиум» (арифметика, геометрия, астрономия и музыка). Для изучения астрономии использовались труды таких античных авторов, как Пифагора, Птолемея, Евклида. Риторике обучались по трактатам Цицерона, диалектике – по сочинениям Аристотеля.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Назовите имена людей раннего Средневековья, получивших известность благодаря своей учёности.

Наиболее известными учёными периода раннего Средневековья можно назвать Алкуина (735 – 804), который жил в Каролингской державе, и Льва Математика (790 – 870), проживавшего в Византии.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 52

Вопросы и задания к иллюстрациям, схемам, картам

Используя схему, расскажите о различиях между католической и православной церковью.

Основными различиями между православной и католической церковью можно назвать:

  Добавить текст Вернуть оригинал

1. верховным авторитетом для католической церкви был папа римский, тогда как для православной – Вселенский собор, который состоял из представителей высшего духовенства;

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. католическая церковь вносила изменения в христианское вероучение (в вопросе о Святом Духе), в то время как православная церковь придерживалась догматов, принятых еще в IV в.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. православие предусматривало причащение хлебом и вином как представителей духовенства, так и простых мирян. В свою очередь, католическая церковь считала, что причащаться мирянам нужно только хлебом, а вот духовенству – хлебом и вином.

  Добавить текст Вернуть оригинал

4. католическая церковь запрещала создавать семьи священникам и монахам, а православная – только монахам.

  Добавить текст Вернуть оригинал

5. для богослужения православная церковь разрешала использовать языки разных народов, а католическая – только латынь.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 53

Вопросы и задания к пункту параграфа

1. Где находились два центра христианства в раннее Средневековье?

На Западе центр христианства находился в Риме, где была расположена резиденция папы римского. Восточный центр христианства располагался в столице Византийской империи – Константинополе, где находилась резиденция константинопольского патриарха.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Какое событие произошло в 1054 г.? Что оно обозначало?

В 1054 г. папа римский и константинопольский патриарх официально объявили друг другу церковное проклятие. На практике это обозначало окончательный раскол христианской церкви на западную (католическую) и восточную (православную). Тоже касалось и христианской цивилизации. Она разделилась на западнохристианскую и восточнохристианскую.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 53

Вопросы и задания в конце параграфа

1. Рассмотрите иллюстрацию в начале параграфа и определите, где изображены православные, а где католики. Аргументируйте свой ответ. Когда мог состояться такой диспут?

  Добавить текст Вернуть оригинал

По всей видимости, католическое духовенство изображено слева, а православное – справа. Это становится понятно по двум причинам. Во-первых, католические священники традиционно брили лицо, а православные – нет. Во-вторых, из-за своего расположения (католики нарисованы слева – т.е. на западе, а православные – справа, т.е. на востоке). По-моему мнению, такой диспут мог состоятся незадолго до раскола христианства в 1054 г., когда представители восточной и западной церквей много спорили по поводу того, чья власть выше: римского папы или константинопольского патриарха.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Определите, сколько лет прошло от Никейского собора до раскола христианской церкви. В период Нормандского завоевания Англии христианская церковь была единой или уже разделилась?

  Добавить текст Вернуть оригинал

С момента проведения Никейского собора до раскола христианской церкви прошло 729 лет. Во времена Нормандского завоевания Англии (1066 г.) христианская церковь уже 12 лет была разделенной на католическую и православную.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. Расскажите о том, какие общественные и культурные функции выполняла церковь в раннее Средневековье, используя понятия «монастырь», «миссионер», «семь свободных искусств», «пергамент» и др.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Христианская церковь в раннее Средневековье, помимо своей главной задачи (проведение церковных служб и священных обрядов), выполняла важные общественные (помощь и забота о сиротах, больных, стариках) и культурные (покровительство образованию, науке, архитектуре) функции. Кроме того, церковь проводила работу, направленную на распространение христианской веры среди народов, исповедующих язычество. Людей, занимающихся такой деятельностью, называли миссионерами.

  Добавить текст Вернуть оригинал

При этом особенная роль принадлежала монастырям, которые одновременно служили прибежищем для бедных и обездоленных, а также центрами развития культуры. Именно в монастырях хранились, писались и переписывались книги, которые изготавливались из пергамента. Этим объяснялась их дороговизна, и как следствие – недоступность большинству простых людей.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Огромную роль церковь играла в развитии образования, которое в свою очередь базировались на семи свободных искусствах, получивших своё распространение ещё во времена Древнего Рима. К ним относились грамматика, диалектика, риторика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка.

  Добавить текст Вернуть оригинал

4. Как античное наследие повлияло на средневековую культуру? Где, в Западной Европе или в Византии, лучше сохранилось античное наследие и почему?

  Добавить текст Вернуть оригинал

Античное наследие существенно повлияло на средневековую культуру. Среди достижений римских времен, которыми продолжали пользоваться и после уничтожения Западной Римской империи, были: латинский язык, римское право, римский календарь и самое главное – христианская религия и церковь.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Античное наследие лучше сохранилось на территории Византии, поскольку в отличие от Западной Римской империи, ей удалось удержать натиск варварских племён и тем самым сохранить от уничтожения лучшие достижения римской цивилизации, а впоследствии – даже приумножить их (например, создать Кодекс Юстиниана, основать высшую школу при императорском дворце, построить собор Святой Софии и т.п.).

  Добавить текст Вернуть оригинал

5. Какие противоречия существовали между константинопольским патриархом и папой римским? Какие из них оказались неразрешимыми?

  Добавить текст Вернуть оригинал

Основными противоречиями между константинопольским патриархом и папой римским были: различия в церковных обрядах и вероучении, а также споры о том, чья церковь должна обращать в христианство тот или иной народ. Неразрешимым противоречием был вопрос о главенстве в христианском мире. И папа римский, и патриарх константинопольский считали себя более авторитетным и могущественным главой церкви.

  Добавить текст Вернуть оригинал

6. Какие народы приняли крещение от папы римского, а какие — от константинопольского патриарха? Какие две цивилизации они образовали?

  Добавить текст Вернуть оригинал

Крещение от папы римского приняли англичане, французы, немцы, венгры, поляки. Они образовали западнохристанскую цивилизацию. В свою очередь, представители константинопольского патриарха крестили болгар, сербов и русичей. Эти народы стали частью восточнохристианской цивилизации.

  Добавить текст Вернуть оригинал

7*. Рассмотрите иллюстрации на с. 44 и 45. Объясните, чем различаются эти диспуты.

Указанные на иллюстрациях диспуты отличаются отношением спорящих сторон друг к другу. В первом случае (там, где происходит спор католиков и православных) видно, что не смотря на явную вражду, представители духовенства спорят наравне, как равный с равным. В свою очередь, на той иллюстрации, где изображен богословский диспут во время проведения Вселенского собора, четко видно презрительное отношение большинства присутствующих к человеку в белой одежде. Скорее всего он высказал своё мнение, отличное от церковных догматов, и за это подвергнут публичному осуждению и унижению. Вполне возможно, что его официально объявляют еретиком.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 53

Сформулируйте ответ на Главный вопрос параграфа.

Что объединяло культуру и быт Западной Европы и Византии и почему это единство не удалось сохранить?

Несколько столетий античное наследие и христианская вера объединяли культуру и быт Западной Европы и Византийской империи. Однако из-за раскола христианской церкви в 1054 г. этому единству пришел конец. Страны Западной Европы, в которых утвердилась католическая вера, фактически основали западную цивилизацию. В свою очередь, Византия, а также Древняя Русь, Сербия и Болгария, в которых распространилась православная церковь, стали относиться к восточнохристианской цивилизации.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 54

Вопросы и задания к главе

1. Соотнесите исторических деятелей, которые жили и действовали в одно и то же время:

Жили и действовали приблизительно в одно и тоже время:

  Добавить текст Вернуть оригинал

Б) Олег Вещий и Г) Альфред Великий;

А) Святослав и Е) Иоанн I Цимисхий;

В) Харальд III Суровый и Д) Ярослав Мудрый.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Как возникла христианская церковь? Одинаковыми ли были отношения глав церкви и государей в Византии и в Западной Европе?

  Добавить текст Вернуть оригинал

Христианское вероучение возникло еще в І в. н. э., однако церковь была основана лишь в начале IV в., во времена правления императора Константина Великого. Большое значение в становлении христианской церкви сыграл Вселенский собор в г. Никея, который был созван в 325 г. Именно на нём были приняты основы христианской религии, более известные как «Символ веры».

  Добавить текст Вернуть оригинал

Отношения глав церкви и государей в разных частях Европы были разным. Если в Византии патриарх фактически подчинялся императору, то в Западной Европе правителям варварских государств не удалось установить контроль над папой римским и подчинить его своей власти.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. Византийцы называли себя ромеями, то есть римлянами. Было ли оправдано их самоназвание? Аргументируйте свой ответ.

Византийцы имели полнейшее право называть себя римлянами (ромеями), поскольку Византия была такой же частью Римской империи, как и Западная. Более того, именно Восточная Римская империя смогла эффективно противостоять натиску варварских племен, сохранить единство государства, а также сберечь и приумножить античные порядки и культуру

  Добавить текст Вернуть оригинал

4. Определите, какие из перечисленных достижений античной культуры были востребованы европейцами и византийцами:

Б) юлианский календарь;

Г) армия профессионалов-наёмников;

Ж) «семь свободных искусств».

5*. Почему правители германцев, славян и норманнов приняли христианство?

Скорее всего, правители германцев, славян и норманнов принимали христианство потому, что тем самым они приобщались к античной культуре и её достижениям. Дело в том, что варварские племена во многом стремились подражать более развитым римлянам и заимствовали у них определенные элементы культуры и быта (например, юлианский календарь и латинский язык). В историю этот процесс вошел под названием романизация варваров. Поскольку культура поздней Римской империи полностью базировалась на христианской религии, поэтому без принятия христианства дальнейшая романизация была просто невозможна. Как следствие – правители многих народов отказались от традиционных языческих верований и приняли новую религию.

  Добавить текст Вернуть оригинал

6*. Какой из документов — «Салическая правда» или Кодекс Юстиниана — считается памятником римского права и почему?

Памятником римского права, без всякого сомнения, является только Кодекс Юстиниана. Данный документ принимался в Византийской империи, которая была наследницей Древнего Рима. Соответственно указанный сборник законов базировался на существовавших ранее нормах и порядках – т.е. на римском праве. При этом, «Салическая правда» – это сборник законов Франкского королевства, в основу которого были положены традиционные нормы и обычаи германских племен, а также распоряжения короля Хлодвига. К римскому праву, традициям и культуре этот документ не имел никакого отношения.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 54

Сформулируйте ответ на Главный вопрос главы.

Что способствовало единству стран и народов бывшей Римской империи в раннее Средневековье?

Единству стран и народов бывшей Римской империи в ранее Средневековье способствовали два взаимосвязанных фактора: античное культурное наследие и христианская религия. В особенности это заметно на примере массового заимствования варварами латинского и греческого языков, а также христианизации германских народов. Как только наметился раскол внутри христианской церкви, а значительная часть культурных достижений древних римлян были утрачены, единству европейских народов и стран пришел конец.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 55

Темы проектов

1. Боги древних греков и древних германцев: сходство и различия.

Верования древних греков и древних германцев, до принятия ими христианства, имели много общих черт. Прежде всего, следует отметить отсутствие у этих народов единого Бога. Это значило, что и для греков, и для германцев было характерно язычество (многобожие). При этом каждое божество было «ответственным» за определенную сферу. Так, главный греческий бог – Зевс «заведовал» громами и молниями, Арей (Арес) считался богом войны, Посейдон был богом моря, Афродита – богиней любви и красоты и т.д. Схожие функции выполняли и германские боги. Верховный бог Водан считался богом плодородия, удачи и победы, Тор – богом грома и молний, Тюр – богом войны, Ньёрд – богом ветра и морской стихии, Фрейя – богиней любви. Также общей чертой можно назвать то, что религия данных народов дала толчок к возникновению целого пласта культуры, которую традиционно называют мифологией. Древнегреческие и германские (в особенности – скандинавские) мифы стали вдохновением для литературных произведений, некоторые из которых сохранились и до наших дней (например, у греков – «Илиада» и «Одиссея», у германцев – «Песнь Нибелунгов», «Беовульф», «Песнь о Сигурде»).

  Добавить текст Вернуть оригинал

Однако существовали определенные различия между религиями древних греков и германцев. Во-первых, в Древней Греции вероучение было единым, общепринятым для всех греков и не только (в греческих богов верили также на территории Древней Македонии). Однако у германцев такое единство отсутствовало. Различные племена по-разному называли свои божества. К примеру, верховный бог германцев, живших на территории современных Франции и Германии носил имя Водан, а у жителей Скандинавии – Один. Во-вторых, древние германцы активно практиковали массовые человеческие жертвоприношения (чаще всего богу войны – Тюру), что не было характерно для греков (традиционно в Греции в жертву приносили животных, а людей – крайне редко). В-третьих, в германцев появились такие понятия как рай и ад, чего не было у греков. Сохранились сведения о верованиях германцев в то, что после смерти героически павшие воины попадают в Вальхаллу (аналог христианского рая) и вечно пируют наравне с богами. При этом греки верили в то, что абсолютно все люди, независимо от образа жизни и поступков, попадают в единый загробный мир – Аид.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Источники информации:

http://rushist.com/index.php/mifologiya/2999-bogi-drevnej-gretsii-spisok

  Добавить текст Вернуть оригинал

http://izuchaem.info/bogi-drevnej-grecii/

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://iskusstvoed.ru/2017/08/13/spisok-vsevozmozhnyh-grecheskih-bogov/

  Добавить текст Вернуть оригинал

http://rushist.com/index.php/mifologiya/2075-bogi-drevnikh-germantsev

  Добавить текст Вернуть оригинал

http://www.mifinarodov.com/g/germano-skandinavskaya-mifologiya.html

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://smallbay.ru/gods/vikings.html

2. Меровинги: легенды и реальная историческая судьба династии.

Меровинги – это первая династия франкских королей. Иногда их также называют первыми французскими королями, хотя это не совсем точно. Во всяком случае они являются первыми правителями на территории современной Франции, чье существование не подлежит никаким сомнениям.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Поскольку Меровинги правили в период раннего Средневековья (конец V – середина VIII в.), достоверной информации о них сохранилось очень мало. Поэтому происхождение данной династии окутано многими мифами, легендами и домыслами. Многие из них появились уже в наше время. Наиболее реалистичной является версия о том, что основателем династии Меровингов был полулегендарный вождь (конунг) небольшого племени салических франков Меровей, чьим именем и названа династия. Он жил и правил в середине V в. Известно, что он принимал участие в величайшем сражении поздней Римской империи – битве на Каталаунских полях в 451 г., на стороне римлян и вестготов.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Однако параллельно с этой версией сформировались ряд легенд, имеющих мало чего общего с историей. Наиболее распространенным является миф о том, что предком Меровингов якобы был последний троянский царь Приам или даже сын греческой богини Афродиты – Эней. Другие легенды были ещё более абсурдными, называя основателем династии некое морское чудовище, бога Одина (Водана) и даже – Иисуса Христа. Последнее утверждение, вообще лишенное любых оснований, появилось лишь в конце ХХ в. в различных литературных произведениях и основанных на ней кинофильмах (например, в романе Дэна Брауна «Код Да Винчи» и в одноименном фильме). Также следует отметить любопытный факт: все короли с династии Меровингов, носили очень длинные волосы. Этот считалось свидетельством их избранности и особого покровительства со стороны Господа. Франки верили, что благодаря чрезвычайно длинным волосах Меровинги обладают какой-то магической силой. Поэтому современники называли их «длинноволосыми королями».

  Добавить текст Вернуть оригинал

Величайшим представителем династии Меровингов был Хлодвиг І Великий, правивший в 481–511 гг. Во-первых, благодаря успешным воинским походам он объединил большинство франкских племен и тем фактически стал основателем Франкского королевства. К концу правления Хлодвига Франкское государство стало самым крупным и могущественным среди всех варварских королевств. С королём франков были вынуждены считаться не только соседи, но даже византийский император. Во-вторых, приблизительно в 496 г. Хлодвиг в городе Реймс принял христианство, и вместе с ним новую веру приняло большинство франкской знати. Крещение короля имело огромное значение, поскольку тем самым Франкское королевство официально стало считаться христианской державой, что существенно укрепляло его авторитет. Также упрочнилась власть самого Хлодвига, поскольку он заручился поддержкой церкви, а в особенности местных епископов. Историческое значения данного события было настолько большим, что именно на месте крещения Хлодвига позже был построен Реймский собор, где проходила коронация практически всех французских королей. В-третьих, король инициировал принятия первого письменного сборника законов франков, более известного под названием «Салическая правда». Из-за простоты изложения традиций и обычаев, многие нормы этого документа действовали очень длительное время – аж до середины XIV в. Кроме того, среди достижений Хлодвига следует назвать организацию первого церковного собора в Западной Европе, который состоялся в 511 г. в Орлеане, а также выбор в качестве королевской резиденции небольшого на то время Парижа. Этот факт в будущем определил столичный статус данного города. Именно в Париже умер и был погребен этот выдающийся король.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Однако после смерти Хлодвига начинается череда междоусобиц и постоянных войн. Единое Франкское государство фактически было поделено между его сыновьями: Теодорихом, Хлодомером, Хильдебертом и Хлотарем. Со временем эти владения получили названия: Австразия, Нейстрия, Бургундия и Аквитания. Иногда, на короткий строк, удавалось восстановить единство государства (например, на протяжении 558–561 гг.) Однако потом оно снова распадалось. Череда междоусобных войн длилась целое столетие. Лишь во времена правления короля Дагоберта I (629 – 639) единство Франкского государства было окончательно восстановлено.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Начиная с со второй половины VII в. произошло усиление власти т.н. майордомов, которые формально считались управителями дворцового хозяйства. Однако на самом деле, они полностью заведовали доходами и расходами королевского двора, командовали королевской стражей, а также выступали в качестве представителей королей перед франкской знатью. Постепенно майордомы взяли под свой контроль и военную сферу, став тем самым реальными командующими королевскими войсками. Фактически с конца VII века Франкским государством правили майордомы, а короли лишь выполняли определенные представительные и ритуальные функции (например, принятие иностранных послов). Поэтому последних королей из династии Меровингов называли «ленивыми королями», из-за нежелания заниматься государственными делами.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Последним королем с династии Меровингов стал Хильдерик III, правивший в 743–751 гг. Его власть была настолько слабой, что он практически не показывался при дворе. Поэтому в 751 г. майордом по имени Пипин Короткий, при поддержке папы римского Захария, официально низложил короля и сам занял престол, основав при этом династию Каролингов. Хильдерик III был пострижен в монахи и умер приблизительно в 755 г. в монастыре Ситью. Так закончилось правление некогда могущественной королевской династии Меровингов.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Источники информации:

https://bigenc.ru/world_history/text/2205934

  Добавить текст Вернуть оригинал

http://pravitelimira.ru/geneal/evro/geanl_fr_01.php

  Добавить текст Вернуть оригинал

http://nobles.narod.ru/merov00.htm

https://w.histrf.ru/articles/article/show/mierovingi_fr_merovingiens

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. Причины борьбы иконоборцев и иконопочитателей в Византии.

В начале VIІI в. Византийская империя была крупнейшим государством христианского мира. К тому моменту в церковной жизни уже были сформированы определенные традиции и порядки, которым следовало, как духовенство, так и простые верующие. Постепенно они стали частью повседневной жизни христиан. Одной из таких традиций стало почитание икон, без которых было невозможно представить ни один византийский храм. Однако далеко не все служители церкви считали правильным создавать изображение Иисуса Христа, Богородицы, святых, а также различных библейских сюжетов в любой форме: икон, мозаик, фресок и т.д. Таких деятелей называли иконоборцами. Тех, кто поддерживал сохранение и почитание икон называли иконопочитателями. Наиболее активный период борьбы между сторонниками этих двух противоположных взглядов приходится на VIII – начало ІХ вв. Этот кофликт чуть было не привел к расколу Византии и полноценной гражданской войны. Основными причинами данного противостояния стали:

  Добавить текст Вернуть оригинал

1. Чисто религиозные взгляды. Иконоборцы считали любые священные изображения идолами (как у язычников), а само почитание икон – проявлением идолопоклонства. Тем самым, по их мнению, иконопочитатели мало чем отличались от обычных язычников.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Влияние исламской религии. На тот момент восточным соседом Византии стал Арабский халифат, могущество которого постоянно возрастало. Господствующей религией в этом государстве был ислам, нормы которого запрещали изображение любых живых существ (людей и животных). Постепенно подобные взгляды нашли своих сторонников и в Византии.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. Политическая борьба среди византийской знати. Для борьбы со своими политическими противниками (в частности, с патриархом константинопольским Германом) император Лев III Исавр (717–741) в 730 г. во всей Византии официально запретил использование икон. В ответ на это патриарх объявил главу государства еретиком, однако через год был смещен со своего поста и заключен в монастыре. Таким образом враждующие стороны лишь использовали религиозные противоречия для борьбы за власть.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Окончательную точку в этом споре поставил VII Вселенский собор, проходивший в 787 н. На нем иконоборчество было объявлено вне закона, а иконопочитание стало христианским догматом (раньше этот вопрос формально урегулирован не был).

  Добавить текст Вернуть оригинал

Источники информации:

https://proza.ru/2011/11/11/330

https://www.sedmitza.ru/lib/text/442871/

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://academy.foma.ru/ikonobortsy-i-ikonopochitanie.html

  Добавить текст Вернуть оригинал

4. Путь «из варяг в греки»: проблемы и выгода использования.

Путь «из варяг в греки» был крупнейшим торговым путём в Восточной Европе с начала Х в. до середины XIII в. Его возникновение связано с возвышением Древнерусского государства, которое установило тесные контакты с северными (норманнскими народами) и южными (Византией) соседями. Таким образом, это маршрут связывал воедино Скандинавский полуостров, Древнюю Русь и Византийскую империю. Существование пути «из варяг в греки» прекратилось в связи с монгольским нашествием, которое фактически уничтожило Киевскую Русь и тем самым разорвало все торговые отношения в Восточной Европе.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Основными выгодами использования данного пути были:

  Добавить текст Вернуть оригинал

1. Норманны имели возможность продать русичам и византийцам товары, которыми славились земли Скандинавского полуострова. Среди них: изделия из железа (особенно оружие), моржовая кость, драгоценные меха (соболиные, бобровые, а также меха куницы и выдр). Кроме того, на юг переправлялось немало товаров, ранее награбленных викингами в странах Западной Европы (например, французские вина, ювелирные изделия и драгоценности), а также захваченных в плен невольников, которые в Византии становились рабами. Для этих целей в Константинополе существовал целый невольничий рынок.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Византия продавала народам Севера и Руси различные пряности, вина, стеклянные и ювелирные изделия, предметы быта (например, драгоценную посуду и украшения), дорогие батистовые и шёлковые ткани. Позже, в связи с распространением христианства среди русичей и норманн, большим спросом начали пользоваться книги, иконы, различная церковная утварь.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. Древняя Русь находились в уникальном положении. Находясь в центре торгового пути они активно пользовались данным преимуществом, приобретая товары как с севера, так и с юга. Кроме того, русичи поставляли на скандинавские и византийские рынки и свои товары: хлеб, мёд, воск, льняные ткани, ценные породы древесины, янтарь. Также, следует отметить, что путь «из варяг в греков» способствовал развитию древнерусских городов и увеличению численности их населения. В особенности это касалось Киева и Новгорода Великого, которые фактически стали центрами транзитной торговли.

  Добавить текст Вернуть оригинал

4. Путь «из варяг в греков» в целом способствовал не только развитию экономических, но также культурных и политических связей между Скандинавией, Древней Русью и Византийской империей.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Основные проблемы использования пути «из варяг в греков» были связаны с географическим расположением участников торговли. Среди них следует назвать:

  Добавить текст Вернуть оригинал

1. Огромное расстояние, которое разделяло Скандинавский полуостров и Византию. Это могло приводить к дополнительным рискам и затратам (например, немало невольников могли умереть в пути).

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Между Балтийским и Черным морями отсутствовал прямой неразрывный водный путь. Существовало немало участков, где корабли и лодки приходилось перевозить волоком (т.е. сухопутным путём). Например, между бассейном Западной Двины и Днепра, а также в районе Днепровских порогов.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Источники информации:

https://postnauka.ru/faq/68394

https://diletant.media/articles/45275935/

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://vatnikstan.ru/history/iz-varyag-v-greki/

  Добавить текст Вернуть оригинал

5. Христианские миссионеры IV—X вв.: успехи и неудачи.

Провозглашение императором Константином Великим в 325 г. христианства как государственной религии Римской империи стало лишь стартом длительных религиозных процессов. Их целью стало обращение людей, исповедующих различные языческие культы и верования в христианскую религию. Большинство жителей Римской империи всё же оставались язычниками. Представителей церкви, которые отправлялись в далекие края проповедовать среди местного населения веру в Христа, называли миссионерами.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Деятельность миссионеров была чрезвычайно сложной и опасной. Находясь вдали от центров античной культуры и римской власти, они часто были вынуждены действовать в условиях откровенной враждебности и непонимания местного населения. Как свидетельствовала практика, большинство язычников (в особенности в отдаленных провинциях Римской империи) не желали отказывать от веры в богов своих предков и принимать новую религию. Поэтому работа многих миссионеров стояла им жизни.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Однако, несмотря на многочисленные трудности, христианская вера быстрыми темпами распространялась не только в Европе, но и за её пределами. Миссионеры продолжили свою деятельность и в период раннего Средневековья. Процессам христианизации не помешали ни Великое переселение народов, ни даже падении Западной Римской империи. Наоборот, желая приобщиться к богатой античной культуре, и даже в чем-то походить на римлян, многие вожди германских племен постепенно приняли христианство, а вместе с ними и знать. Подтверждением эффективности деятельности миссионеров является то, что к началу VI в. во всех варварских королевствах, возникших на руинах Западной Римской империи, христианство стало официальной религией. Таким образом, процессы христианизации стали необратимыми. И даже более того – новая религия начала распространяться далеко за пределы бывших границ Римской империи. Например, святой Патрик обратил в христианство большинство кельтского населения острова Ирландия, а святой Колумба – племена пиктов и скоттов, проживающих в горных районах Шотландии (северная часть острова Великобритания).

  Добавить текст Вернуть оригинал

Очень часто христианство насаждалось насильственным образом, путём войн, запугивания и принуждения языческого населения. В этом миссионерам нередко помогала светская власть. Классическим примером может служить многолетние войны Карла Великого с германскими племенами саксов. На протяжении 772–804 гг. он пытался подчинить себе этот воинственный народ, действуя совместно с церковью. Завоевание Саксонии сопровождалось насильственной христианизацией местных жителей. Причём миссионеры нередко отличались крайней жестокостью и нетерпимостью.

  Добавить текст Вернуть оригинал

IX и Х века стали периодом массовой христианизации славянских народов. Здесь выдающуюся роль сыграли византийские миссионеры Кирилл и Мефодий. Созданные ими славянские азбуки (глаголица и кириллица) предназначались именно для более удобного обращения в христианство жителей Центральной Европы. Это способствовало быстрой христианизации чехов (845 г.), болгар (864 г.), сербов (860-е – 870-е гг.). В X веке к христианскому миру присоединились также народы Восточной Европы: поляки (966 г.), русичи (988 г.) и венгры (1000 г.).

  Добавить текст Вернуть оригинал

Таким образом, результатом настойчивой деятельности миссионеров стало то, что к концу Х века практически вся территория Европы была христианизирована. Исключение составили лишь территория захваченного арабами Пиренейского полуострова, а также географически отдаленные от центров цивилизации уголки континента: значительная часть Скандинавского полуострова, Прибалтика и Померания (южное побережье Балтийского моря). Однако со временем, они под воздействием миссионеров тоже отказались от религии своих предков и приняли христианскую веру. Норманны – в XI–XII вв., поморяне – в XII в., племена финнов и пруссов – в XIII в., литовцы – в конце XIV в.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Крупнейшей неудачей христианских миссионеров стала деятельность в Северной Африке и Передней Азии. Поначалу их работа была довольно успешной. Население территорий, входивших в состав Римской империи, а позже – Византии, к концу V в. приняли новую религию. Однако дальнейшие продвижение вглубь Африканского и Азиатского континентов существенно замедлился. Во многом это объяснялось сложными природными условиями (жарким пустынным климатом), а также крайне враждебным отношением местных племен. Переломным стал VII в., когда на территории Аравийского полуострова возникла новая мировая религия – ислам и начала своё триумфальное шествие сначала в Азии, а потом – в Северную Африку и даже в Европу (территория Пиренейского полуострова). Таким образом, продвижение христианства на восток и юг было остановлено.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Источники информации:

https://arzamas.academy/materials/1298

http://ancientrome.ru/publik/article.htm?a=1405376377

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://www.eparhia-saratov.ru/Content/Books/149/55.html

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://history.wikireading.ru/401400

https://studfile.net/preview/5899165/page:6/

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://bigenc.ru/religious_studies/text/2217688

  Добавить текст Вернуть оригинал

6. Секреты создания средневековой книги, утраченные ныне.

Традиционно Средневековье, а в особенности ранний период, считается «тёмным периодом» истории человечества, эпохой упадка культуры и процветания крайней жестокости и насилия. Во многом такой взгляд был непосредственно связан с существенным падением уровня образованности населения, по сравнению с античными временами. Поскольку в то время главным источником знаний была книга, то резкое уменьшение их количества крайне негативно повлияло на грамотность широких народных масс. Однако под воздействием христианской церкви, начиная с VII в. начинается постепенное возрождение европейского книгописания. Их центрами становятся монастыри. На их территории создаются специальные мастерские по переписыванию книг – скриптории. Рядом располагались и библиотеки.

  Добавить текст Вернуть оригинал

К концу VIII в. сформировались определенные традиции книгописания. К работе в скриптории допускали только хорошо обученных монахов. Они должны были не только знать латынь и древнегреческий язык, но и обладать познаниями в области грамматики, астрономии, арифметики, риторики и логики. Во избежание возможных пожаров, монастырский скрипторий размещался в отдельно стоящем здании. Труд переписчиков был очень напряженным и ответственным. Это объяснялось крайней дороговизной материала, из которого изготавливались книги – пергамента. Следует отметить, что производительность труда была низкой, а срок изготовления одной рукописи нередко доходил до нескольких месяцев. Поэтому в среднем один переписчик за всю жизнь мог переписать всего несколько десятков книг.

  Добавить текст Вернуть оригинал

С ростом числа монастырей объем переписанных книг неуклонно возрастал. К X в. их количество достигло 2 тысяч. И в каждом из них были свои скриптории и обширные библиотеки. Однако наибольшей славой в раннее Средневековье пользовался Турский монастырь святого Мартина (территория современной Франции), которому в свое время оказывал покровительство сам Карл Великий. В начале IX в. в его стенах переписывалось по 16-18 тысяч рукописей ежегодно.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Средневековые монахи, которые профессионально занимались переписыванием книг, владели многими секретами и методиками, которые до наших дней так и не сохранились. Например, они умели обрабатывать кожи животных так, что пергамент получался одновременно тонким и прочным. Также им был известна технология изготовления специальных чернил, которыми были написаны большинство книг указанного периода. Эти чернила имели свойство не выгорать и не тускнеть на протяжении столетий. Однако в случае необходимости они легко стирались способом, который ныне является неизвестным. Именно так изготавливались палимпсесты, получившие распространения из-за большой дороговизны пергамента. Монахи с помощью какого-то химического реактива зачищали старые письмена и затем, на той же рукописи, наносил новый текст. Кроме того, некоторые работники скрипториев обладали искусством делать переплеты. Именно благодаря такой технологии книга приобрела более-менее современный вид (в Римской империи все книги имели вид папирусных свитков).

  Добавить текст Вернуть оригинал

В целом, именно благодаря труду монахам-переписчикам, в ранее Средневековье удалось сохранить немало античных текстов, а также создать новые, оригинальные книги, которые могут служить для сегодняшнего человека крайне важным источником информации об указанной исторической эпохе.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Источники информации:

http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook797/01/part-002.htm

  Добавить текст Вернуть оригинал

http://www.binetti.ru/content/636

http://www.spsl.nsc.ru/wp-content/uploads/filebase/centreno/modul2/lekt3_mdl2_compressed.pdf

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://www.studmed.ru/view/referat-iskusstvo-sozdaniya-srednevekovoy-knigi_d61bc33dce5.html

  Добавить текст Вернуть оригинал

7. Византийские императоры и первые русские князья.

Первые контакты Византийской империи и восточнославянских племен датируются приблизительно VII в. По византийским источникам, русских могли называть скифами, варягами, росами, русами и просто славянами, причем часто русскими или росами называли не всех восточных славян, а только определенные племена (скорее всего полян и древлян). Однако стабильные отношения были установлены не ранее середины IX века. Чаще всего их связывают с походом русских князей Аскольда и Дира на Константинополь в 860 г. И хотя столицу захватить не удалось, русичи увезли очень богатую добычу. И хотя полноценных дипломатических и торговых отношений установлено не было, это был первый шах по сближению двух государств. Также некоторые исследователи связывают этот поход с первой попыткой распространить христианство на Руси (т.н. «Аскольдовое крещение»). По некоторым данным, князья крестились и попросили императора Михаила III и константинопольского патриарха Фотия І прислать миссионеров в Киев. Однако, поскольку большинство знати и населения враждебно к ним отнеслись, эта миссия закончилась провалом.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Более тесные отношения между Древней Русью и Византией были установлены во времена правления князя Олега (882 – 912). Победоносный поход 907 г. русских войск привел к заключению первого полноценного русско-византийского договора. Именно здесь Русь впервые упомянута как государство, а не просто как место проживания русичей. Чтобы не допустить разорения византийский городов, тогдашний император Лев VI Философ пошел на серьезные уступки и был вынужден откупиться щедрой данью. Согласно легенде, в знак победы князь Олег прибил свой щит к воротам Константинополя. В 911 г. был заключен новый русско-византийский договор, в котором основное внимание уделялось торговым отношениям. Русские купцы получали ряд льгот и привилегий. Например, они получили право беспошлинной торговли в Византии, а также возможность проживания в Константинополе в течении полугода. На протяжении этого времени империя обязывалась содержать их за свой счёт казны. Отдельным пунктом предусматривалась возможность найма русских дружинников на службу к императору.

  Добавить текст Вернуть оригинал

В целом, договора 907 г. и 911 г. заложили основу для дальнейших отношений между Древней Русью и Византией. Благодаря этому усилились взаимные торговые и культурные контакты. Более того, именно в первой половине Х в. окончательно сформировался известный торговый путь «Из варяг в греки», который фактически связывал большую часть Восточной Европы в одно целое.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Следующий русский князь – Игорь Рюрикович (912 – 945 гг.) предпринял два морских похода против Византии – в 941 г. и 944 г. Первый закончился полным провалом. Византийские корабли полностью уничтожили русскую флотилию с помощью т.н. «греческого огня» – горючей смеси, точный состав которой не сохранился. Повторный поход был более удачным, однако до крупного сражения дело так и не дошло. Послы императора Романа І Лакапина предпочли откупиться. Новый договор с Византией был хоть и почетным, но менее выгодным для Руси. К тому же князь Игорь становился союзником империи и обязался участвовать в войнах на стороне Византии (из-за трагической гибели Игоря в 945 г. это условие реализовано не было). Но все же небольшие отряды русских наемников в 940-х и 950-х гг. принимали участие в византийских военных экспедициях на Крит, в Италию и против ближневосточных арабов

  Добавить текст Вернуть оригинал

Не все контакты Руси с Византией имели военный характер. Роль дипломатии и торговли постоянно возрастала. Доказательством этого является визит вдовы Игоря – княгини Ольги (945–964) в Константинополь, датированный предположительно 957 г. Впервые глава Руси была принята императором Константином VII Багрянородным как равный по статусу монарх. Более того, княгиня Ольга крестилась и тем самым дала толчок новому витку распространению христианства на Руси.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Непростыми были отношения князя Святослава Игоревича (964 – 972) и Византии. Тогдашний император Никифор ІІ Фока, терпя сокрушительные поражения от Болгарского царства, стремился максимально использовать русичей в своих целях. В 967 г. он заключил союз со Святославом, а в следующем году русское войско разбивает болгар. Однако не получив от Византии обещанного вознаграждения, князь заключает союз с болгарами. Одновременно с этим в Константинополе происходит смена власти. Новый император Иоанн І Цимисхий, настроенный враждебно к Руси, организовывает в 969 г. нападение кочевых племён печенегов на Киев. Святослав был вынужден вернутся на родину. Однако в 970 г. он предпринял новый поход в Болгарию. Только в этот раз его союзником были болгары, а противником – Византия. Объединенное русско-болгарское войско форсировало Дунай, преодолело Балканские горы и начало наступление на Константинополь. Однако потерпев неудачу в битве при Аркадиополе, Святослав отступил к крепости Доростол. Выдержав 3-х месячную осаду и понимая безнадежность своего положения, князь пошел на переговоры с Иоанном І Цимисхием. Святослав обязался уйти из Болгарии и не помогать болгарам в борьбе с Византией, а в свою очередь византийцы должен были беспрепятственно пропустить судна русичей. После подписания этого договора Святослав отправился домой, но на пути в Киев попал в печенежскую засаду у днепровских порогов и героически погиб. Существует версия, что к этим событиям приложили свою руку византийцы, опасавшиеся такого опасного противника как Святослав.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Таким образом, отношения первых русских князей и византийских императоров менялись по мере укрепления Древнерусского государства. На протяжении Х в. византийцы всё больше относились к русичам не как к нецивилизованным варварам, а как к крайне важному торговому партнёру, а в случае необходимости – и военному союзнику. Окончательное отношение к Руси как к равноправному государству сформировалось лишь в годы правления Владимира Великого (980 - 1015), который крестился по византийскому обряду, христианизировал население страны в 988 г. и женился на сестре императора Василия II – Анне.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Источники информации:

https://www.rusempire.ru/knyazheskaya-rus/vojny-rusi/1118-russko-vizantijskie-vojny.html

  Добавить текст Вернуть оригинал

http://www.vremennik.biz/opus/BB/57/53059

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://web.archive.org/web/20070929141620/http://www.rustrana.ru/article.php?nid=1240&sq=19&crypt=

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/painting/17_19/zh-10724/index.php

  Добавить текст Вернуть оригинал

http://liberea.gerodot.ru/a_hist/pohod.htm

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://histrf.ru/read/articles/russkiie-variaghi-na-sluzhbie-u-vizantiiskogho-impieratora

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 55

Ресурсы к главе

1. Рассмотрите иллюстрацию и выполните задания.

1) Назовите имена исторических деятелей, изображённых на иллюстрации.

На иллюстрации изображены византийские монахи, братья Кирилл и Мефодий.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2) В каком веке они жили и почему получили известность?

Кирилл и Мефодий жили в IX веке и получили известность потому, что они создали азбуку для славян, которую позже стали называть кириллицей.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3) Что в иллюстрации подсказывает правильный ответ?

Правильный ответ подсказывает свиток пергамента, который держит в руках один из братьев. На нём как раз изображена изобретенная ими азбука.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Прочитайте отрывок из произведения средневекового историка, рассмотрите иллюстрации и выполните задания

1) Определите, как называется храм, о котором идёт речь.

Речь идет о соборе Святой Софии – одном из крупнейших христианских храмов.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2) Укажите иллюстрацию, на которой он изображён.

Собор Святой Софии изображен на иллюстрации №2.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3) Кем и где был возведён этот храм.

Собор Святой Софии был возведён в столице Византийской империи – Константинополе, мастерами Анфимием и Исидором.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. Рассмотрите иллюстрации и выполните задания.

1) Соотнесите иллюстрации и термины:

А) фреска – иллюстрация №2;

Б) икона – иллюстрация №3;

В) мозаика – иллюстрация №1.

2) По каким признакам вы это определили?

Мозаика – это картина, выложенная из кусочков цветного стекла. На иллюстрации №1 заметно использование стекла в качестве материала. Фреска – это росписи красками по сырой штукатурке. Со временем, естественно, изображение тускнеет. Это чётко видно на иллюстрации №2. В свою очередь, иконы – это картины, написанные на деревянных досках специальными красками. Даже невооруженным глазом заметно, что иллюстрация №3 создавалась благодаря использованию красок.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3) Чем религиозная живопись отличается от светской живописи?

Религиозная живопись отличалась от светской тем, что изображала Господа Бога, Богоматери или святых, а также различные сюжеты из Библии (сцены Страшного Суда и т.п.). Кроме того, религиозная живопись была предназначена для использования в религиозных сооружениях (церквях, храмах, соборах).

  Добавить текст Вернуть оригинал

4. Рассмотрите карту и выполните задания.

1) Назовите центры христианства, отмеченные цифрами 1 и 2.

Под цифрой 1 изображен западный центр христианства – Рим, под цифрой 2 – восточный центр, Константинополь.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2) Какими буквами обозначены на карте Византийская империя, Королевство остготов, Королевство вестготов, Франкское королевство?

  Добавить текст Вернуть оригинал

Византийская империя обозначена на карте буквой Г, Королевство остготов – В, Королевство вестготов – А, Франкское королевство – Б.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3) Прочитайте текст и определите, какой буквой обозначено государство, на которое совершали набег славяне.

Из текста документа понятно, что речь идет о Византийской империи. На карте она обозначена буквой Г.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 59

Глава ІІ

Мусульманская цивилизация в VI – XI веках

Главный вопрос главы

В чём заключались особенности мусульманской цивилизации?

Главная особенность мусульманской цивилизации заключается в том, что она основана на нормах священной книги исламского вероучения – Корана. Именно здесь изложены запреты и традиции, которые каждый мусульманин обязан соблюдать.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 60

Скачать ответ
Есть ошибка? Сообщи нам!

Решебники по другим предметам