ГДЗ по истории средних веков 6 класс Бойцов | Страница 240

Авторы:
Тип:учебник
Серия:Всеобщая история

Страница 240

Вопросы и задания для обобщения по курсу

1. С какими событиями историки связывают начало Средних веков? Почему? На какие периоды делится история Средневековья?

Начало Средних веков связано с падением Римской империи. Средневековье традиционно делится на три периода: раннее (V – XI вв.), зрелое (XI – XIII вв.) и позднее (XIV – XV вв.).

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Объясните, почему средневековое общество называют аграрным, а европейское общество того времени — ещё и феодальным. Что представляла собой феодальная иерархия?

  Добавить текст Вернуть оригинал

Средневековое общество называют аграрным, потому что главной ценностью в те времена считалось владение землёй. От того, какое количество земли имел во владении человек определялись его положение в обществе, власть, влияние и богатство. Такая ситуация была характерна как для Европы, так и для стран Востока. Европейское общество называли феодальным из-за того, что основой землевладения был феод – земельный надел, которую получал рыцарь в награду за военную службу.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Феодальная иерархия была простой. Во главе страны стоял монарх (король или император), который считался формальным собственником всей земли в государстве. Однако часть земель (феоды) он отдавал в пользование своим подчинённым (вассалам) – баронам. Взамен они обязаны были верно служить своему государю (сеньору), выполнять все его приказы и в случае войны – привести с собой отряд вооруженных рыцарей. Но для содержания такого отряда барон жаловал им земельные наделы из своего феода, а рыцари должны были служить ему. В свою очередь рыцарь тоже мог иметь в подчинении других рыцарей, если мог обеспечить их землёй. Важнейшей чертой феодальной лестницы было то, что сеньор всегда мог отобрать пожалованный феод, если вассал нарушал данную им присягу.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3*. Какие разновидности государств возникали и сменяли друг друга в Европе в отдельные периоды Средневековья (V—XV вв.)? Что было для них характерно? Привлеките также материал по истории русских земель.

  Добавить текст Вернуть оригинал

В период раннего Средневековья существовали такие государства, которые можно назвать «временными». К ним относятся варварские королевства: остготов, вестготов, вандалов, лангобардов. Для них была характерна нестабильность и относительно небольшой срок существования. Со временем, они все были уничтожены. Исключением было лишь Франкское королевство (позже – империя), которое стало ядром для основания трёх современных государств: Италии, Франции и Германии.

  Добавить текст Вернуть оригинал

В зрелое и позднее Средневековье можно выделить две основные разновидности государств: централизованные и раздробленные. Для первых было характерно наличие сильной королевской власти и определённая внутренняя стабильность. Для вторых – сосредоточение реальной власти в руках крупных феодалов и постоянные войны между ними. К централизованным государствам относились Англия и Франция, к раздробленным – Германия и Италия.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Что касается Руси, то здесь можно выделить несколько периодов. Древнерусское государство сначало было централизованным государством, но начиная с середины XI в. по XIII в. находилось в состоянии феодальной раздробленности. Однако, с XIV в. снова начались процессы централизации – собирания русских земель вокруг Москвы.

  Добавить текст Вернуть оригинал

4. Проведите обсуждение на тему «Отношения между странами и народами в Средние века: завоевания, совместное существование, торговые и культурные связи». Приведите наиболее выразительные, с вашей точки зрения, примеры разных типов отношений. Что было их результатом?

  Добавить текст Вернуть оригинал

Отношения между странами и народами в Средние века выстраивались по-разному. Всё зависело от конкретных стран, политики их правителей, и некоторых обстоятельств (например, религии).

  Добавить текст Вернуть оригинал

Завоевания наиболее характерны для трёх стран: Арабского халифата, империи Карла Великого и Монгльской державы. Фактически эти государства были созданы благодаря завоеванию новых земель и покорению соседних народов. Из-за успешных военных походов территории этих стран в итоге стали огромными (особенно, Арабского халифата и Монгольской державы). При этом большую роль играл фактор религии. Арабы, в ходе завоеваний, распространяли среди жителей Азии, Африки и Европы ислам, а франки – христианство. Результатом такого типа отношений было формирование очень крупных государств, которые хоть и распались со временем, но всё же оставили огромный след в культуре народов, которые длительное время жили под властью завоевателей.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Образцом совместного существования можно отнести население Индии. Это древнее государство населяло колоссальное количество народов, которые состояли на разном уровне культурного развития и исповедовали разные религии. В результате, мусульмане, буддисты, индуисты, несмотря на определённые конфликты, находили между собой общий язык и мирно уживались.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Что касается тесных культурных и торговых связей, то здесь в качестве примера можно привести итальянские города и государства. Несмотря на раздробленность и постоянные междоусобицы, они сохраняли общую культуру, язык, традиции и высокий уровень образованности. Ярким подтверждением этого можно назвать Возрождение, которое началось в Италии и быстро охватило все её регионы. В торговле итальянцы тоже преуспевали, особенно венецианцы и генуэзцы. Результатом данной ситуации было то, что именно в Италии началось «восстановление» средневековых городов, были основаны первые в Европе университеты и произошло зарождение такой прогрессивной идеи, как гуманизм.

  Добавить текст Вернуть оригинал

5. Какие религии существовали в средневековом мире? Объясните, какое место занимали религия и Церковь в жизни средневековых обществ. Покажите на конкретных примерах.

  Добавить текст Вернуть оригинал

В средневековой Европе главенствующей религией было христианство, которое в середине XI в. раскололось на католицизм и православие. Лишь в отдалённых областях континента длительное время (Поморье, Прибалтика, Скандинавия) сохранялось язычество. Но уже к XIII – XIV вв. их население тоже было христианизировано (нередко – с применением силы). Также длительное время (с VIII в. по XV в. на территории Пиренейского полуострова, в результате арабского завоевания, был распространён ислам.

  Добавить текст Вернуть оригинал

В Азии религиозная ситуация была более разнообразна. Наиболее популярным был ислам. Он также доминировал в Северной Африке. В Восточной и Юго-Восточной Азии получил распространение буддизм. В Индии – индуизм, в Японии – синтоизм.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Религия и Церковь занимали главенствующее место в жизни средневекового общества. Без религии невозможно было представить существования средневекового человека. Церковь считалась обязательным посредником между Богом и смертными людьми, и поэтому получила практически безраздельную власть над средневековым обществом. В результате она контролировала культуру, образование и науку, а нередко – вмешивалась в политические и военные вопросы.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Наиболее ярким примером такого положения дел может служить богатство и могущество Католической церкви. Благодаря постоянным пожертвованиям со стороны светской власти, она постепенно сосредоточила в своих руках огромное количество земельных наделов, и к концу Средневековья, фактически стала богатейшим феодалом в Европе. Что касается контроля над духовной жизнью людей, то стоит вспомнить, что малейшее отклонение от официально признанных религиозных канонов, объявлялось ересью и жестоко подавлялось инквизицией. Сжигание на кострах инакомыслящих было нормой для европейского общества того времени.

  Добавить текст Вернуть оригинал

6. Рассмотрите вопрос: можно ли назвать Средние века «тёмными»? Что вы отнесёте к наиболее значительным достижениям образования, науки, техники в средневековых обществах Запада и Востока?

  Добавить текст Вернуть оригинал

Называть Средние века «тёмными» будет большим преувеличением. Действительно, в Европе, в период раннего Средневековья (конец V – середина XI вв.), действительно произошел существенный упадок в культуре и технике. Падение Римской империи отрицательно сказалось и на уровне жизни людей, и на их образованности. Уничтожение и потеря произведений искусства, постоянные войны, исчезновение старых государств и образование новых – несли только хаос и разрушение. Однако, на Востоке, приблизительно в это же время, происходили в корне противоположные процессы. Распространение исламской культуры привело к расцвету науки и техники.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Периоды зрелого (XI – XIII вв.) и позднего (XIV – XV вв.) Средневековья характеризовались определённой стабильностью и началом подъёма во всех сферах жизни. Несмотря на то, что никуда не делись войны, эпидемии, неурожаи и голод, всё же прогресс был очевидным.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Наиболее значительными достижениями образования, науки и техники в средневековом обществе можно назвать: изобретение пороха и компаса, начало изготовления огнестрельного оружия, стекла (в т.ч. и увеличительного) и механических часов, внедрение книгопечатания, а также появление первых светских учебных заведений – университетов и начало Возрождения.

  Добавить текст Вернуть оригинал

7. Представьте характеристику итальянского Возрождения по примерному плану: место, время и предпосылки возникновения; основные художественные идеи; крупнейшие представители и их творения; место в европейской и мировой культуре. Выскажите и аргументируйте ваше отношение к искусству Возрождения.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Возрождение возникло в Италии в XIV в. благодаря наличию большого количества образованных людей, интересующихся культурным и литературным наследием Древнего Рима. Основной художественной идеей эпохи Возрождения стал гуманизм – проявление интереса к человеку, его желаниям, стремлениям и эмоциям. Это полностью отличалось от существовавших столетиями средневековых традиций, согласно которым в центре внимания культуры и искусства был Бог. Идеалом для гуманистов был именно период античности, свободный от церковных предрассудков и предубеждений.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Крупнейшими представителями эпохи Возрождения можно назвать: поэтов и писателей Данте Алигьери (поэма «Божественная комедия»), Франческо Петрарку (сборник сонетов, посвящённых Лауре), Джованни Боккаччо (сборник новел «Декамерон»), архитектор Филиппо Брунеллески (купол собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции), художники Джотто (картина «Оплакивание Христа»), Филиппо Липпи (картина «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами») и Сандро Боттичелли (картина «Рождение Венеры»).

  Добавить текст Вернуть оригинал

Таким образом, Возрождение занимало важнейшее место в европейской и мировой культуре, поскольку бросало вызов устарелым религиозным традициям и запретам, и стремилось обновить жизнь людей, сделать её лучше и счастливей.

  Добавить текст Вернуть оригинал

8. Проведите обсуждение на тему «Человек в истории Средних веков». Кого вы отнесёте к числу наиболее значительных лиц средневековой истории в Европе, других регионах? Объясните, что служит основанием для такой оценки. Составьте характеристику (исторический портрет) одного из этих людей — по выбору.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Наиболее значительными лицами средневековой истории в Европе можно назвать византийского императора Юстиниана (во время его правления империя достигла максимального могущества), императора Карла Великого (фактически стал основателем современных Франции, Италии и Германии), английских королей Альфреда Великого и Вильгельма Завоевателя (заложили основу Английского государства), французских королей Филиппа II Августа, Филиппа IV Красивого и Людовика XI (превратили Францию в мощное централизованное государство), германского императора Оттона I (стал основателем Священной Римской империи), римских пап Григория IV и Иннокентия IV (укрепивших могущество Католической церкви). Помимо правителей следует отметить роль деятелей культуры и искусства: братьев Кирилла и Мефодия (создали славянские азбуки кириллицу и глаголицу), Иоганна Гуттенберга (создал первый в Европе печатный станок и тем самым дал старт для распространения грамотности среди населения), а также поэта Данта Альгьери (стал основоположником Возрождения). На Востоке выдающее значение имели пророк Мухаммад (основал одну из величайших мировых религий – ислам и фактически заложил основу Арабского халифата) и Чингисхан (создал могущественную Монгольскую державу).

  Добавить текст Вернуть оригинал

Отдельно хочется остановится на личности Оттона I Великого, короля Германии в 936 – 962 гг. и императора Священной Римской империи в 962 – 973 гг. Он фактически стал основателем средневековой Германии и крупнейшего государства Европы – Священной Римской империи, которой было суждено просуществовать более 800 лет. – до 1806 г.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Оттон родился в 912 г. в Саксонии. Он был сыном короля Генриха І Птицелова, который начал объединение разношерстных германских племен в единое государство. Аналогичную задачу ставил перед собой и будущий император. Своим кумиром он считал Карла Великого, который сумел создать могущественную империю, которая могла бросить вызов даже Византии. Заняв престол в 936 г., Оттон І сразу же начал проводить политику, направленную на ограничение власти племенных князей и усиление королевской власти. Это не устраивало многих феодалов, поэтому они часто поднимали вооруженный мятеж (крупнейшим было восстание герцогов Эберхарда Франконского и Гизельберта Лотарингского в 938 – 939 гг.). Однако все они были подавлены, а авторитет короля Германии существенно возрос. При этом следует отметить, что Оттон І не очень доверял светским феодалам, а старался опираться на духовенство, которое отличалось большей преданностью и желанием подчиняться центральной власти. Более того, служители церкви были фактически поставлены под контроль монарху. Король самолично назначал и снимал со своих должностей архиепископов, епископов и аббатов крупных монастырей, не согласовывая свои действия с папой римским.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Оттон I показал себя как хороший полководец, успешно проведя три похода в Италию в 951 г., 961 – 962 гг и 966 г. В итоге, северная и центральная часть Аппенинского полуострова попали под германское владычество, а Папская область стала зависима от германского короля. Кроме того, к Германскому королевству был присоединен ряд земель на востоке, заселённых преимущественно славянскими племенами, которые исповедовали язычество. Их начали обращать в христианскую веру, нередко применяя силу и запугивание. Результатом продвижения германцев на восток стало то, что к концу правления Оттона I граница проходила по реке Одер. Это приблизительно соответствует современной границе Германии.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Однако величайшую славу будущему императору принесла победа над племенами воинственных венгров, которые на протяжении целого столетия постоянно совершали набеги на южные и юго-восточные земли Германии. В 955 г., в ходе битвы на реке Лех, венгры были наголову разбиты и больше не являлись угрозой для германских территорий. Недаром эту победу историки часто называют «рождением немецкой нации».

  Добавить текст Вернуть оригинал

Для укрепления своей власти и демонстрации могущества Германского государства, Оттон І решил получить высший титул монарха в христианском мире – императорский. Пользуясь своим влиянием на папу Иоанна XII, он настоял на том, чтобы именно глава Церкви собственноручно короновал императора, как в своё время – Карла Великого. Церемония коронации произошла 2 февраля 962 г. Так, на карте средневековой Европы появилось новое государство – Священная Римская империя. Тем самым Оттон І стал законным преемником и Древнего Рима, и государства Карла Великого (в официальных документах фигурировал титул «император римлян и франков»).

  Добавить текст Вернуть оригинал

Важным отличием Оттона Великого от многочисленных европейских монархов раннего Средневековья стало его покровительство искусству и культуре. Благодаря поддержке со стороны императора, активно развивалась литература, философия, астрономия и математика, переписывались и восстанавливались античные рукописи, создавались новые книги (религиозные и светские). Данный период культурного и образовательного подъёма (вторая половина Х в.) даже получил определённое название – «оттоновское возрождение» (по аналогии с «каролингским возрождением»).

  Добавить текст Вернуть оригинал

Таким образом, Оттона Великого вполне можно было назвать достойным преемником Карла Великого, хотя их и разделяло добрых полтораста лет. Оба императора проводили схожую политику: расширяли территорию государства, проводили христианизацию покорённого населения и покровительствовали развитию культуры, искусства и образованию. Оттон I был не просто основателем средневековой Германии, но и сделал её могущественнейшим государством Европы. Проблема состояла в том, что наследники успешного императора были прямой противоположностью ему и польностью загубили его дело по созданию централизованного государства. Как следствие – Германия была обречена на почти 900 лет раздробленности.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Источники информации:

http://www.hrono.ru/biograf/bio_o/otton1.php

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://bigenc.ru/world_history/text/2699140

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/OTTON_I_VELIKI.html

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://obrazovaka.ru/otton-1-velikiy-biografiya.html

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://publications.hse.ru/chapters/175796563

  Добавить текст Вернуть оригинал
Скачать ответ
Есть ошибка? Сообщи нам!

Решебники по другим предметам