ГДЗ по истории России 7 класс Андреев | Страница 130

Авторы:
Тип:учебник
Серия:история России

Страница 130

Ответ на главный вопрос главы

Представители каких сословий спасли Россию от гибели в Смутное время?

Правильный ответ:

В. Гражданский порыв народа, выдающиеся патриоты из числа духовенства, дворян, посадских людей удержали Россию от гибели. Социальные противостояние уступило национально-освободительной борьбе.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Для тех, кто хочет больше знать

1. Посол европейского государства привёз Борису Годунову подарок — золотой кубок с камеей королевы. Кубок не сохранился, но по описаниям известно, что на дне кубка «был камень, а на нём — образина королевы». Предположите, кто отправил подарок русскому царю

  Добавить текст Вернуть оригинал

Скорее всего, этот подарок отправила Борису Годунову королева Англии Елизавета І (1558–1603 гг.). Это предположение, во-первых, подтверждается тем, что в конце XVI – начале XVII вв. среди всех европейских государств женщина-правитель была только в Англии. А во-вторых, в указанный период Англия и Россия имела очень тесные торговые отношения, завязавшиеся ещё в годы правления Ивана Грозного.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Русский посол в Англии Григорий Иванович Микулин, отправленный в страну Борисом Годуновым, упоминает в своих записях о том, что видел пьесы великого английского драматурга на лондонской сцене. Назовите имя этого драматурга, который в своих пьесах упоминал «московитов»?

  Добавить текст Вернуть оригинал

Конечно же речь идет об Уильяме Шекспире (1564 – 1616) – великом английском драматурге и поэте.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. С помощью интернет-ресурсов выясните, кого из польских интервентов в годы Смуты называли лисовчиками. Чем лисовчики отличались от других захватчиков? В каких событиях на территории России они участвовали? Дайте оценку их действиям.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Лисовчиками в начале XVII в. называли несколько подразделений (хоругвей) польско-литовской легкой кавалерии, созданных по инициативе литовского шляхтича Александра Юзефа Лисовского (1580 – 1616). В их состав входили как малоземельная и безземельная шляхта, так и беднейшие горожане, казацкая голытьба и даже простолюдины. От остальных захватчиков лисовчики отличались тем, что не были регулярным подразделением, и не получали никакого жалования ни от короля, ни от богатых магнатов. Поэтому они занимались открытым грабежом местного населения. Лисовчики отличались крайней жестокостью и корыстолюбием, за что презирались даже королём Сигизмундом III.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Впервые такой отряд был сформирован из добровольцев Лисовским ещё в 1604 г. в Речи Посполитой, однако свою известность получил в России в самые драматические моменты Смутного времени. В 1608 г. они поступили на службу к Лжедмитрию II. Выполняя приказы самозванца, лисовчики активно практиковали грабежи, насилие и убийства мирных жителей. Крупных русских отрядов старались избегать. Помимо прочего, лисовчики отличались неуправляемостью, признавая над собой власть только своих вождей. Очень часто действовали самовольно, не считаясь с приказами вышестоящих командиров. Неоднократно конфликтовали со своими же братьями по оружию.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Поняв, что песенка Лжедмитрия II спета, в конце 1610 г. лисовчики переходят служить к Сигизмунду III. И снова отличаются убийствами и грабежами. Постоянно применяли партизанскую тактику войны: быстрые набеги, захват добычи и отступление. Что касается крупных сражений, то лисовчики в 1610 г. смогли захватить Псков (вступив при этом в конфликт со шведами), а в 1612 г. – удержать Смоленск от наступающей русской армии. В 1615 г. разорили практически все западные русские пограничные города и селения.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Фактически лисовчики были самыми настоящими мародёрами, людьми без чести и достоинства, карателями, стремящимися к наживе и готовыми в любой момент переметнутся на сторону того, кто мог предложить им больше возможностей и доходов.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Источники информации:

https://pikabu.ru/story/lisovskiy_i_lisovchiki_6204603

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/61643/%D0%9B%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%87%D0%B8%D0%BA%D0%B8

  Добавить текст Вернуть оригинал

4. 27 ноября 1836 г. в Санкт-Петербурге состоялась премьера оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя». Используя дополнительные источники информации, выясните, кто является главным персонажем этой оперы. Почему император Николай I поблагодарил композитора после премьеры?».

  Добавить текст Вернуть оригинал

Главным персонажем оперы «Жизнь за царя» является простой костромской крестьянин Иван Сусанин, который в начале 1613 г. вызвался стать проводником у крупного польско-литовского отряда, однако вместо этого завёл захватчиков в непроходимую лесную чащу и болота. За это и поплатился жизнью. Однако никто из оккупантов тоже не выжил. Тем самым Иван Сусанин продемонстрировал истинный патриотизм и самопожертвование.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Однако особенное значение этот подвиг имеет из-за того, что поляки и литовцы хотели захватить Михаила Фёдоровича Романова, которого Земский собор планировал избрать царём. Узнав, что претендент на престол проживает совсем недалеко от места военных действий – в одном из деревень под Костромой, оккупанты решили захватить и убить будущего государя. Однако исполнить этот вероломный замысел они не смогли из-за Ивана Сусанина. Тем самым простой крестьянин ценой своей жизни спас не просто человека, а будущего царя, родоначальника царской династии Романовых. Именно поэтому данная опера произвела такое впечатление на императора Николая I, который фактически был обязан главному герою своим собственным существованием.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Источники информации:

https://soundtimes.ru/opera/spektakli/ivan-susanin

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://www.belcanto.ru/susanin.html

http://www.chelopera.ru/plays/about/mglinka-zhizn-za-carya/brief/

  Добавить текст Вернуть оригинал

Темы Проектов

1. Смута в Российском государстве: катастрофа или начало нового времени?

Смутное время стало судьбоносным в отечественной истории. В этот период Российское государство, как никогда ранее, оказалось на грани полного уничтожения. Учитывая огромное количество человеческих жертв, колоссальные материальные убытки, постоянные распри, предательства, конфликты, междоусобицы и тотальное недоверие среди всех сословий российского общества, то можно с абсолютной уверенностью утверждать, что Смута стала катастрофой для России.

  Добавить текст Вернуть оригинал

С другой стороны, Смута стала прологом к новой исторической эпохе, своеобразным толчком к появлению новых исторических персонажей. В первую очередь, имеется ввиду приход к власти династии Романовых, которой было суждено править Россией более 300 лет. Также, благодаря патриотическому порыву широких народных масс, произошел рост национального самосознания русского народа, убежденность в своей самостоятельности и необходимости решать все свои проблемы исключительно внутри государства, не позволяя при этом полагаться на иноземные силы.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Источники информации:

https://ria.ru/20130131/920613629.html

https://diletant.media/sborniki/45281659/

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Герои и антигерои Смуты.

Период Смуты как раз стал тем временем, когда особенно ярко проявились истинное отношение многих людей к Родине, государству, религии и даже к своим соотечественникам. Время, когда правители невероятно быстро сменяли друг друга на российском троне, и не всегда было понятно кто друг, а кто враг. Многим русским людям часто приходилось делать выбор между тем, что правильно и тем, что легко. Некоторым удалось с честью выйти из данного положения и войти в историю как выдающаяся личность, патриот, приносящий пользу своей стране и народу. А некоторые, наоборот – при первой же возможности примкнули к тем, кто обещал богатства и славу, ценой разрушения устоев Российского государства. Так появились герои и антигерои Смуты.

  Добавить текст Вернуть оригинал

В качестве героя мною выбрана личность довольно малоизвестная, однако от этого не менее значимая – князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский (1586 – 1610). Несмотря на свою короткую жизнь, этот человек сделал немало для защиты Отечества от вражеских захватчиков. И, возможно, сделал бы ещё больше, если бы не скоропостижная смерть.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Выдвижению и карьере М. Скопин-Шуйского способствовало его родство с Василием Шуйским (царь приходился ему четвероюродным дядей). Впервые проявил себя во время восстания Болотникова 1606 – 1607 гг. Был назначен воеводой и получил в подчинение царские войска. Первую победу одержал в битве на Пахре (октябрь 1606 г.), где разбил превосходящее по численности войско повстанцев, что позволило выиграть время и подготовить Москву к обороне. Полководческий талант Скопина-Шуйского проявился и в ходе генерального сражения под Москвой (декабрь 1606 г.). Также молодой воевода эффективно действовал во время осады Калуги и Тулы, успешно используя слабые места противника. После окончательного подавления восстания Болотникова получил чин боярина, что для такого юного возраста было большой редкостью.

  Добавить текст Вернуть оригинал

В начале 1608 г. авторитет М. Скопина-Шуйского среди российской знати был настолько велик, что именно его поставили командовать войсками, направленными против Лжедмитрия II. Однако из-за предательства некоторых воевод и брожения среди самого войска (многие воины просто отказывались воевать за «боярского царя» и переходили на сторону «законного государя Дмитрия Ивановича»), в открытое сражение он не решил вступать, а отступил обратно к Москве. Некоторое время принимал участие в обороне столицы, а потом, по поручению Василия Шуйского, отправился с дипломатической миссией в Швецию. Его задачей было получить военную помощь от короля Карла IX при минимальных потерях для России (в качестве платы за поддержку шведы хотели забрать практически всю Прибалтику). М. Скопину-Шуйскому удалось не только заключить относительно выгодный военный союз (по его условиям Швеция получала только Ливонию и Корелу с прилегающими территориями), но и подавить мятежи в северо-западных областях России (среди псковичей и новгородцев оказалось немало сторонников самозванца), а также собрать новое войско для освободительного похода на Москву.

  Добавить текст Вернуть оригинал

В мае-июле 1609 г. М. Скопин-Шуйский нанес несколько существенных поражений польско-литовским интервентам. Под знамена молодого победителя стекались все недовольные действиями Лжедмитрия II и иностранных захватчиков. 18 августа 1609 г. он разгромил противников в Калязинской битве, что позволило снять осаду Троице-Сергиевого монастыря. Финальным ударом стала битва под Дмитровом, которая состоялась 10 февраля 1610 г., и привела к окончательному снятию осады с Москвы. Тушинский лагерь был разгромлен, а Лжедмитрий II и Мария Мнишек с позором бежали в Калугу.

  Добавить текст Вернуть оригинал

12 марта 1610 г. М. Скопин-Шуйский торжественно въехал в разблокированную Москву. Это было триумфом русского оружия и лично – молодого полководца. Он стал невероятно популярным как среди дворян, так и среди простонародья. Даже многие бояре хотели видеть на троне энергичного Скопин-Шуйского, а не его дядю Василия. Такие настроения вызывали неприкрытую зависть и опасения бездетного царя, а в особенности – его брата Дмитрия Шуйского, который считался официальным наследником. Большинство историков уверено в том, что именно он спланировал убийство освободителя Москвы, а царь – дал на это свое согласие. На одном из пиров М. Скопин-Шуйский был отравлен и 23 апреля умер. Смерть молодого героя повергла многих в неописуемый шок. В самый разгар Смуты, российское войско осталось без общепризнанного лидера.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Забегая наперед, хочется сказать, что ни царь, ни его брат абсолютно ничего не выиграли со смерти популярного и талантливого военачальника. Всего через несколько месяцев, польское войско практически полностью уничтожит русское в битве при Клушине, а царь Василий Шуйский 17 июля 1610 г. будет свергнут с престола и насильственно пострижен в монахи. Фактически Шуйские своими же руками уничтожили человека, который мог спасти их династию, и главное – спасти Российское государство, не доводя его до последней степени разрушения и отчаяния, которое было характерно для правления Семибоярщины.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Совершенно противоположной личностью можно назвать атамана донских казаков Ивана Мартыновича Заруцкого (? – 1614). Он также является полузабытой личностью в отечественной истории. Однако совершенные им действия сыграли явно отрицательную роль для российской государственности, особенно в том, что касается литовско-польской оккупации русских земель. Он был безусловно антигероем своего времени.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Впервые на путь измены И. Заруцкий стал осенью 1604 г., когда возглавлял один из посланных против Лжедмитрия I отряда донских казаков. Атаман перешел на сторону самозванца и подбил на это подчиненных ему людей. Однако какой-либо значительной роли до восстания Болотникова он не играл. Летом 1606 г. он примкнул к повстанцам. Стремился возглавить восстание, из-за чего постоянно вступал в конфликты с окружением Болотникова. Весной 1607 г., поняв бесперспективность восстания, фактически дезертировал и бежал на Дон.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Свою истинную натуру И. Заруцкий в полной мере проявил, поступив на службу к Лжедмитрию II. Желая заручиться поддержкой как можно большего количества казаков, самозванец приблизил его к себе, назначив воеводой. Здесь он продемонстрировал жестокость, вероломство и неразборчивость при достижении цели. В Тушинском лагере многие побаивались И. Заруцкого, а многие – откровенно презирали. При этом каких-либо полководческих талантов и задатков военачальника он не проявлял. Поощрял грабежи и убийства мирного населения, благодаря чему скопил немалое состояние.

  Добавить текст Вернуть оригинал

В конце концов И. Заруцкий предал и этого покровителя. Когда М. Скопин-Шуйский в начале 1610 г. разгромил Тушинский лагерь, он не отступил со своим повелителем в Калугу, а помчался под Смоленск, который безуспешно осаждали польско-литовские войска Сигизмунда III. Однако здесь его невзлюбили поляки, в частности польский гетман С. Жолкевский. Неудивительно, что уже в 1611 г. «раскаявшийся» Заруцкий примкнул к Первому ополчению. И в этом случае его решение было продиктовано стремлением к сохранению жизни и награбленных богатств, а не патриотическими чувствами. Доказательством являются его постоянные конфликты с П. Ляпуновым. Бывшему атаману не могли простить его предыдущие измены, и при любой возможности стремились об этом напомнить. Как следствие – в июле 1611 г., в одной из таких стычек был убит Ляпунов, что в итоге привело к развалу Первого ополчения.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Следующим этапом его жизненного пути стал переход весной 1612 г. на сторону новых самозванцев – Лжедмитрия III, а потом – малолетнего сына Лжедмитрия II – Ивана Ворёнка. Когда к Москве приблизились войска Второго ополчения он пытался вступить в переговоры с князем Д. Пожарским, однако тот с презрением отверг попытки Заруцкого, поскольку не верил в искренность его слов.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Особенно показательным является эгоизм и корыстолюбие Заруцкого в свете событий 1613 г. Большинство тушинцев, а также тех, кто поддерживал других самозванцев, искренне раскаялись в своих ошибках и, забыв о собственных амбициях, признали власть новоизбранного Михаила Романова. Они поступили так ради спасения государства, ради прекращения череды этих бесконечных междоусобиц и разрушительных конфликтов, ради избавления от иноземных захватчиков, и в конце концов – ради наступления нормальной мирной жизни. Но Заруцкий поступил по-другому. Он продолжил подстрекать народ против нового царя, поддерживая указанного И. Ворёнка и его мать – Марину Мнишек. В конце концов в 1614 г. под Астраханью он попал в плен, был доставлен в Москву, где и был казнен (посажен на кол).

  Добавить текст Вернуть оригинал

Источники информации:

http://www.hrono.ru/biograf/bio_s/skopin_shuy_mv.php

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://russian.rt.com/science/article/926878-mihail-skopin-shuiskii-polkovodec

  Добавить текст Вернуть оригинал

http://kohma37.ru/pages/pamyat-pokoleniy/mikhail-vasilevich-skopin-shuyskiy_/

  Добавить текст Вернуть оригинал

http://deduhova.ru/statesman/knyaz-mihail-vasilevich-skopin-shuyskiy/

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://biography.wikireading.ru/179413

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/dc5f08f8-6a21-466a-8041-b36230ef3e37/1_39_1.htm

  Добавить текст Вернуть оригинал

http://www.hrono.ru/biograf/bio_z/zaruckiim.php

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. Почему Россия выстояла в Смутное время?

Россия смогла выстоять в Смутное время и сохранить свою самостоятельность только благодаря чувству единства и национального самосознания. Оно сформировалось среди широких народных масс благодаря централизации Российского государства. Именно в годы правления Ивана III (1462 – 1505), Василия III (1505 – 1533) и Ивана IV (1533 – 1584) был заложен фундамент единого русского народа, который не позволил поработить Россию иностранцами. В этот период люди начали осознавать, что все они являются не просто москвичами, рязанцами, новгородцами или тверичанами, а представляют собой часть единого русского народа. Народа, который спас страну от потери независимости, объединившись перед лицом внутренних и внешних врагов.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Источники информации:

https://znanija.com/task/27707354

https://obrazovaka.ru/istoriya/smutnoe-vremya-kratko.html

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://www.rcoit.ru/lib/history/ancient_russia/16271/

  Добавить текст Вернуть оригинал

4. Была ли Смута гражданской войной?

В первые годы Смуту можно было назвать борьбой боярской аристократии за власть. Однако со временем в неё было втянуты практически все сословия России. Приблизительно в 1607 г. Смуту смело можно назвать гражданской войной. Особенно показательным в этом отношении является период деятельности Лжедмитрия II (1607 – 1610 гг.), когда Россия фактически раскололась на два враждующих лагеря: один – с центром в Москве, второй – в Тушино. И у самозванца, и у Василия Шуйского была собственная Боярская дума, свой патриарх, свои приказы и дьяки, свои воеводы, свои войска. Более того, Смута разделила все слои и все группы тогдашнего российского общества, что является непосредственным признаком гражданской войны.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Источники информации:

https://history.wikireading.ru/341264

https://lenta.ru/articles/2018/05/30/smuta/

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://postnauka.ru/video/40000

https://zubolom.ru/lectures/history2/13.shtml

  Добавить текст Вернуть оригинал

5. День народного единства и согласия — связь времён и поколений (история праздника)

День народного единства и согласия – российский государственный праздник, празднующийся ежегодно 4 ноября. Своими корнями он уходит во времена Смутного времени. Именно 22 октября 1612 г. (по современному григорианскому календарю – 4 ноября) Второе ополчение, во главе с К.Мининым и Д.Пожарским освободило Москву от литовско-польских захватчиков. С 1649 г. этот день стал отмечаться в православном календаре как день Казанской иконы Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков)

  Добавить текст Вернуть оригинал

Однако современное значение День народного единства приобрел в 2004 г., когда был введен на законодательном уровне в качестве государственного праздника и выходного дня. Данная инициатива обосновывалась тем, что освобождение столицы России в 1612 г. продемонстрировало образец героизма и сплочённости всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Источники информации:

https://www.calend.ru/holidays/0/0/94/

https://www.susu.ru/ru/news/2021/11/04/den-narodnogo-edinstva-kratkaya-istoriya-prazdnika

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://tass.ru/obschestvo/12831541

Скачать ответ
Есть ошибка? Сообщи нам!

Решебники по другим предметам