ГДЗ по истории нового времени 7 класс Юдовская §10

Авторы:
Год:2020
Тип:учебник
Серия:Всеобщая история
Нужно другое издание?

§10

Стр. 130

Вопрос в начале параграфа

Вспомните, когда Франция стала централизованным государством.

К концу XV века объединение Франции завершилось. Страна подчинилась единой центральной власти – власти короля с аппаратом его чиновников.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 139

Вопросы в конце параграфа

1. Кто и почему сочувствовал протестантизму во Франции? Кто выступал за католическую церковь?

Во Франции представители старинной знати, недовольные укрепление королевской власти, вспоминавшие времена независимости. Придворные, находившиеся у них на службе дворяне, придерживались тех же взглядов. Многие дворяне, обедневшие в результате революции цен, по примеру Германии не прочь были бы прибрать к рукам богатство церкви. Под тяжестью налогов стонали горожане, ведь Франция вела разорительные войны с Карлом V – императором Священной Римской империи и испанским королем. Многие настроенные независимо горожане Южной Франции, первые предприниматели стали гугенотами. Протестанты были и среди крестьян, недовольных сеньориальными и церковными поборами.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Католиков поддерживали французские короли из династии Валуа, встревоженные тем, что раскол церкви создаст угрозу единству государства.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Назовите причины религиозных войн во Франции.

Франция оказалась расколотой на два враждебных лагеря – католиков и протестантов. Укрепление королевской власти не удовлетворяло интересам представителей старинной знати. Разорительные войны Франции с Карлом V – императором Священной Римской империи и испанским королем, что привело к увеличению налогов, что вызывало недовольство среди горожан. Крестьяне были недовольны сеньориальными и церковными поборами. Раскол церкви создал угрозу единству государства, чем были недовольны французские короли из династии Валуа.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. Подумайте, чем были вызваны события Варфоломеевской ночи. На кого возлагается ответственность за эти действия?

Король Карл IX хотел примирить католиков и гугенотов. Для этого он решил выдать замуж за Генриха свою сестру Маргариту. Руководители католиков не хотели допустить усиления влияния гугенотов. Они решили воспользоваться тем, что все вожди протестантов съехались в Париж, и уничтожить их. Сначала было совершено покушение на адмирала Колиньи. Его ранили выстрелом из-за угла, но он остался жив. Екатерина Медичи испугалась мести гугенотов и решила нанести удар, тем более что парижское население было на ее стороне. Слабохарактерного Карла IX убедили в необходимости уничтожения этих «вечных мятежников».

  Добавить текст Вернуть оригинал

Карл IX признал ответственность за Варфоломеевскую ночь.

  Добавить текст Вернуть оригинал

4. Используя материал параграфа и документ, расскажите, какими путями Генрих IV добился примирения католиков и гугенотов.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Генрих IV не стал преследовать католических вельмож, наоборот, осыпал их милостями. Чтобы прекратить религиозные войны и добиться единства страны, король в 1598 г. издал Нантский эдикт – документ, регулирующий политические и религиозные права гугенотов. Во Франции католическая религия объявлялась государственной, однако провозглашалась веротерпимость.

  Добавить текст Вернуть оригинал

5. Определите значение Нантского эдикта.

Нантский эдикт провозгласил во Франции веротерпимость, что привело к прекращению религиозных войн.

  Добавить текст Вернуть оригинал

6. Запишите в тетрадь, какие мероприятия обеспечили успех правлению Генриха IV.

Примирил католиков и гугенотов. При нем Франция закончила воевать с Испанией, он снизил прямой налог (талью) с крестьян. Король запретил арестовывать крестьян за долги и забирать у них скот. Он покровительствовал развитию промышленности и торговли. При нем было открыто много королевских мануфактур. Он участвовал в создании купеческих компаний.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 139

Подумайте

1. Докажите, что религиозные войны принесли бедствия Франции и французскому народу.

Религиозные войны являлись огромным бедствием для Франции, фанатизм и нетерпимость привели к гибели десятков тысяч французов. Их жертвами станут последний король из династии Валуа Генрих III и лидер католиков герцог Гиз.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Сравните деятельность Елизаветы Тюдор в Англии и Генриха IV во Франции.

Линии сравнения Елизавета I Тюдор Генрих IV
Религиозные вопросы Провозгласила англиканскую церковь государственной, проводила политику веротерпимости Принял Нантский эдикт, закончил религиозные войны, католическая религия объявлялась государственной, в стране провозглашалась веротерпимость
Внутренняя политика Укрепление королевской власти, покровительствовала промышленности и торговле, приняла законы против бродяг, «закон о жильцах» Франция закончила воевать с Испанией, он снизил прямой налог (талью) с крестьян. Король запретил арестовывать крестьян за долги и забирать у них скот. Он покровительствовал развитию промышленности и торговли. При нем было открыто много королевских мануфактур. Он участвовал в создании купеческих компаний.
Итоги правления Англия стала сильнее, достигла успехов в развитии хозяйства, в морской торговле, превратилась в сильную морскую державу Удалось закончить религиозные войны и преодолеть вызванную ими разруху

3. Как вы понимаете слова кардинала Ришелье: «Моей первой целью было величие короля, моей второй целью было могущество государства»?

  Добавить текст Вернуть оригинал

Кардинал Ришелье стремился укрепить власть короля, так как знать активно пыталась ослабить королевскую власть. Вторая цель заключалась в том, чтобы вернуть могущество Франции, так как казна на момент его прихода опустела, страна оказалась на грани катастрофы.

  Добавить текст Вернуть оригинал

4. Дайте оценку деятельности кардинала Ришелье. В каких литературных произведениях она описана? Если вы читали эти произведения, вспомните, как вы оценивали действия кардинала. Изменилась ли ваша оценка сейчас?

  Добавить текст Вернуть оригинал

Кардинал Ришелье сумел восстановить величие королевской власти во Франции, сделал французскую армию самой сильной в Европе, поощрял развитие промышленности, торговли, судоходства. Он сумел создать политическую систему абсолютизма, просуществовавшую 150 лет. При нем не существовало религиозных гонений. Кардинал Ришелье является одним из героев популярного романа Александра Дюма «Три мушкетера». Изображен кардинал там неправильно, в романе показана конкуренция короля и кардинала и верными ему людьми.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 140

Нантский эдикт. 1598 г. (фрагмент)

Вопрос к тексту.

Выделите положения, дающие гугенотам равные права с католиками.

Разрешение проживать в городах и других местах Франции без преследований, притеснений и принуждений; разрешение исповедовать религию; запрет на дискриминацию при приеме учеников в университеты, коллегии и школы, больным – в госпитали и учреждения общественного призрения по религиозному признаку; гугеноты имеют право занимать и отправлять все общественные должности.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 140

Ришелье. «Политическое завещание» (фрагмент)

Вопрос к тексту.

Оцените значение деятельности Ришелье для Франции ХVII столетия.

Главным итогом деятельности герцога де Ришелье является создание политической системы абсолютизма, просуществовавшей 150 лет (до Великой французской революции). Французская армия стала самой сильной в Европе. При нем Франция была втянута в Тридцатилетнюю войну. При Ришелье были присоединены небольшие территории в Эльзасе и Лотарингии. Франции удалось выйти из кризиса, добившись введения веротерпимости. Франция стала сильнейшим государством континентальной Европы.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 143

Вопросы и задания к главе I

1. Назовите основные итоги Нового времени (XVI–XVII вв).

В XV-XVI вв. были сделаны Великие географические открытия, европейцы вышли в Мировой океан. Старые представления о мире сменились более достоверными знаниями. Перед человеком открылись новые возможности и перспективы. Началась «атлантическая» эра европейской экономики, оживилась предпринимательская деятельность. Великие географические открытия положили начало созданию первых колониальных империй. Складываются абсолютистские государства, имеющие национальные границы, одну господствующую религию (религию монарха), одну коренную национальность. Появление национальных государств совпадает с развитием капитализма. Происходит зарождение капиталистического хозяйства, основанного на частной собственности, свободных рыночных отношениях и применении наемного труда. Начавшаяся в XVI в. Реформация положила конец единству католической церкви. В XVI-XVII вв. в европейских странах в недрах традиционного общества зарождаются черты общества современного.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Подумайте, почему именно в конце XV – начале XVI в. стали возможны Великие географические открытия.

Появление книгопечатания привело к распространению знаний, в том числе по географии. В плаваниях моряки пользовались компасом и астролябией, а главное – к этому времени появились новые конструкции парусов и кораблей. Появились каравеллы – новый тип хорошо управляемого судна, достигавшего 30 м в длину, 8 м в ширину и имевшего осадку 3 м. Несколько позже появляется более крупно судно – галион, еще лучше приспособленное к длительным плаваниям. Картографы стали изготавливать карты с более точно нанесенными на них очертаниями Европы, Азии и Северной Африки. На карты наносились широты. Португальцы создали навигационные карты, на которых обозначались очертания берегов, местонахождения портов. Новые изобретения и технические усовершенствования позволили европейцам расширить знания о Земле, совершить Великие географические открытия.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. Какие новые черты в экономической жизни общества позволяют говорить о зарождении капиталистического хозяйства?

Оживление в XVI-XVII вв. в европейских странах внутренней торговли, создание международных торговых компаний, банков и бирж, рост городов – все это свидетельствовало об успехах в развитии рыночного хозяйства. Происходит зарождение капиталистического хозяйства, основанного на частной собственности, свободных рыночных отношениях и применении наемного труда. Наряду с ремесленным производством развивались мануфактуры. Появляются новые дворяне, связанные с рынком, использующие труд батраков – сельские предприниматели. Увеличивается численность и богатство предпринимателей-капиталистов.

  Добавить текст Вернуть оригинал

4. Как высчитаете, почему деятелей новой культуры называют гуманистами, а время, когда возникла и развилась новая культура, - Возрождением?

  Добавить текст Вернуть оригинал

Учение гуманистов утверждало признание в человеке единства телесного и духовного начал, радостное восприятие жизни, учило деятельному отношению к миру вместо пассивного созерцания, то есть человеческая личность – главная ценность гуманистов. Эпоха Возрождения была названа так за отказ от средневековых традиций и возрождение античной культуры.

  Добавить текст Вернуть оригинал

5. Какое явление в жизни общества получило название «Реформация»? Как повлияла Реформация на духовную, политическую и экономическую жизнь общества?

  Добавить текст Вернуть оригинал

В XVI в. происходит раскол римско-католической церкви и образование новых христианских церквей. Этот процесс называется Реформацией. В данном случае Реформация – это движение за переустройство церкви. Эпоха Реформации вызвала ряд народных движений, направленных против сеньориальных порядков. Из-под папской власти ушли Скандинавия, Германия, Голландия, часть Франции. Реформация положила конец единству католической церкви. Учение Кальвина о Божественном предопределении рождает новую мораль, способствующую успехам трудовой деятельности. Европа раскололась на два лагеря – католический и протестантский.

  Добавить текст Вернуть оригинал

6. Обсудите с одноклассниками: можно ли раннее Новое время считать временем разложения традиционного общества и зарождения общества современного? Свою точку зрения подтвердите фактами.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Раннее Новое время можно считать временем разложения традиционного общества и зарождения общества современного, так как идет разрушение традиционного хозяйства, на смену которому приходит капиталистическое хозяйство. Дух предпринимательства приводит к тому, что значительная часть городского населения работает по найму – это наемные рабочие. В деревне также происходят большие изменения: крестьяне в большинстве своем стали лично свободными, среди них идет процесс имущественного расслоения. Наряду с традиционным дворянством, появились новые дворяне, связанные с рынком, использующие труд батраков, - это сельские предприниматели.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 144

Творческие работы и проекты.

Групповой творческий проект «Модная Европа XVI-XVII вв.»

Информационный проект «Титаны Возрождения»

Никколо Макиавелли – итальянский мыслитель, философ, писатель, политический деятель. Никколо родился в 1469 году недалеко от Флоренции в деревне Сан-Кашано. Макиавелли не изучал древнегреческий язык, но читал латинские переводы Фукидида, Полибия и Плутарха, из которых черпал вдохновение для своих исторических трактатов.

  Добавить текст Вернуть оригинал

В жизни Никколо Макиавелли можно выделить два этапа: во время первого он преимущественно занимался государственными делами. В 1512 году начался второй этап, ознаменованный принудительным удалением Макиавелли из активной политики и написанием трудов, впоследствии сделавших его имя знаменитым.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Никколо Макиавелли являлся членом Совета восьмидесяти, ответственным за дипломатические переговоры и военные дела. В 1498 году он был выдвинут и утвержден на посту секретаря второй канцелярии флорентийского правительства, хотя подавал прошения на более низкие должности, но получал отказы. В том же году был избран секретарем военной Комиссии Десяти, органа, уполномоченного представлять Флоренцию в вооруженных конфликтах. Именно в этой должности, с 1498 по 1512 годы, по поручению правительства Николло многократно выполнял дипломатические поручения при дворах Людовика XII во Франции, Фердинанда II, и при папском дворе в Риме. С 1502 по 1503 годы Никколо был послом при дворе герцога Чезаре Борджиа. Месяцы, проведенные в его обществе, послужили толчком к пониманию Макиавелли идей «мастерства управления государством, независимого от моральных устоев», которые впоследствии отразились в трактате «Государь». В 1503-1506 годах Макиавелли был ответственен за флорентийскую стражу и защиту города, отстаивал идею создания ополчения. После возвращения Медичи во Флоренцию попал в опалу и был уволен со всех постов, а в 1513 году был обвинен в заговоре против Медичи и арестован. Несмотря на пытки, отвергал свою причастность и благодаря амнистии был освобожден. Никколо удалился в свое поместье в Сант’Андреа-ин-Перкуссина около Флоренции, где занялся написанием книг. В ноябре 1520 года получил должность историографа, написал «Историю Флоренции». В это же время им было написано несколько пьес – «Клиция», «Бельфагор», «Мандрагора» - которые ставились с большим успехом. Из-за книги «О военном искусстве» был отправлен на инспекцию городских стен Флоренции. Умер Никколо Макиавелли в 1527 году.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Принято считать, что Никколо Макиавелли циник, считающий, что в основе политики стоят выгода и сила, и что в политике всегда следует применять силу, а моралью можно и пренебречь при наличии благой цели. Однако это не верно. В своих книгах он неоднократно подчеркивал, что правителю наиболее выгодно опираться на народ. Ложь допустима только к врагам, а жестокость – только к бунтовщикам. В работах «Государь» и «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» Макиавелли рассматривает государство как политическое состояние общества. Он называет политику «опытной наукой». Макиавелли – один из немногих деятелей Возрождения, затронувший вопрос о роли личности правителя. Он считал, что, исходя из реалий современной Италии, страдавшей от феодальной раздробленности, что лучше сильный, пусть и лишенный угрызения совести, государь во главе единой страны, чем враждующие мелкие правители. Никколо Макиавелли первым поставил в философии и истории вопрос о соотношении моральных норм и политической целесообразности2.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Исследовательский проект «Реформация – революция в сфере сознания»

В XVI в. католическая церковь переживала кризис. Под влиянием идей гуманистов шло обмирщение сознания. Публичные молитвы, посты, культы святых и мощей, строгое соблюдение обрядов вместо истинной веры – все это не удовлетворяло многих верующих.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Мартин Лютер предложил верующим ответ на вопрос: как достичь спасения души? Учение Лютера можно свести к трем главным положениям: человек спасается верой; вера обретается только через милость Бога и не зависит ни от каких заслуг человека; только Священное Писание, слово Божье, является авторитетом в делах веры. Основанная на учении Лютера церковь стала называться лютеранской. Его учение было связано с распадом традиционного общества и постепенным превращением человека в индивидуальность. Такому человеку не нужны были посредники для общения с Богом. Сторонников Реформации стали называть протестантами, так как они выступали с протестом, то есть выступили против гегемонии католической церкви.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Вслед за Лютером и другими религиозными мыслителями Жан Кальвин попытался дать ответ на вопрос, волновавший верующих: свободен ли человек в выборе своего жизненного пути или его судьба заранее предопределена Богом? Учение Кальвина заставляло его последователей упорно трудиться: иным путем знак спасения души получить было невозможно. Кальвинизм провозглашал новые моральные ценности, новые нормы отношения к труду – бережливость, расчет, скупость, накопление в сочетании с неустанным трудом, умеренность в быту. Такое учение отвечало, прежде всего, идеалам горожан и предпринимателей в эпоху зарождения капиталистического хозяйства. Оно подчеркивало богоугодность их деятельности и одновременно укрепляло дух предпринимательства. Кальвинистская трудовая этика способствовала развитию капиталистического хозяйства и дальнейшему разложению традиционного общества, утверждению человека Нового времени.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Исходя из изложенного, можно сказать, что Реформация – революция в сфере сознания, которая создала человека Нового времени с новыми моральными ценностями, соответствовавшими духу того времени.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 145

Глава II. Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и в колониях)

Вопрос в начале главы II

Выделите общие черты событий в Нидерландах во второй половине XVI — начале XVII в. и в Англии в середине – второй половине XVII в.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Обе революции являются буржуазными, сменившими феодальные порядки. Обе революции сопровождались религиозными распрями – в Англии англиканство против католичества, в Нидерландах – кальвинизм против католичества.

  Добавить текст Вернуть оригинал
Скачать ответ
Есть ошибка? Сообщи нам!

Решебники по другим предметам