ГДЗ по истории 7 класс Морозов §11

Авторы:
Год:2021
Тип:учебник
Серия:история Нового времени

§11

Польско-Литовское государство: короли и шляхта

Главный вопрос параграфа

Почему власть короля в Польско-Литовском государстве слабела, а вольности дворянства стали поистине безграничными?

Власть короля в Польско-Литовском государстве слабела, поскольку в стране отсутствовали такие силы, которые могли поддержать монарха. В отличие от западноевропейских государств, горожане и духовенство так и не стали союзниками королевской власти. В таких условиях, дворянство (шляхта и магнаты) постепенно сосредоточило в своих руках всю полноту власти.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 102

Вопросы и задания к иллюстрациям, схемам, картам

Сравните иллюстрации. Что в них общего и различного?

Общим в этих иллюстрациях было то, что они демонстрируют быт и внешний вид польских шляхтичей. Различным было то, что в той иллюстрации, что слева подчёркивается простота и скромность шляхтичей, а в той, что справа – их богатство.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 103

Вопросы и задания к пункту параграфа

1. Что хотели подчеркнуть польские шляхтичи, заявляя о своём происхождении от сарматов?

Заявляя о своём происхождении от сарматов, польские шляхтичи хотели подчеркнуть свою знатность и воинственность.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Кого шляхтичи считали себе ровней и почему?

Шляхтичи считали себя ровней даже королю, поскольку считали, что все представители благородного сословия должны быть равны друг другу.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 103

Вопросы и задания к иллюстрациям, схемам, картам

С помощью текста параграфа назовите понятия, которые иллюстрирует это изображение.

Это изображение, иллюстрируют следующие понятия: сейм, король, шляхта.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 104

Вопросы и задания к пункту параграфа

1. Какие полномочия в XVІ в. перешли от короля к сейму?

На протяжении XVІ в. от короля к сейму перешли следующие полномочия: издание законов, утверждение налогов, осуществление контроля за внешней политикой, созыв шляхетского ополчения и назначение высших чиновников.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Как шляхта могла защитить свои привилегии в случае нарушения их королём?

В случае нарушения королём шляхетских привилегий, шляхта имела право поднять вооруженный мятеж (рокош).

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 106

Вопросы и задания к иллюстрациям, схемам, картам

Проследите по карте изменения территории Польско-Литовского государства в XVI – XVII вв. Определите, что означает знак П + Л. Где и когда произошло событие, отмеченное этим знаком?

  Добавить текст Вернуть оригинал

Знак П + Л означает объединение Польши и Литвы в единое государство – Речь Посполитую. Это событие произошло в 1569 г. в Люблине.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 108

Вопросы и задания к иллюстрациям, схемам, картам

Какие причины ослабления Речи Посполитой иллюстрируют изображения на с. 107 – 108?

Представленные изображения иллюстрируют слабость королевской власти, постоянные междоусобицы между магнатами и шляхтой, пренебрежительное отношение к православному населению (в частности, к запорожскому казачеству), а также неспособность польского войска противостоять регулярным армиям.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 108

Вопросы и задания к пункту параграфа

1. Что способствовало объединению Польши и Литвы в единое государство?

Объединению Польши и Литвы в единое государство способствовала необходимость общими усилиями противостоять России в Ливонской войне (1558 – 1583).

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Что стало одной из причин восстания Богдана Хмельницкого? Чем закончилось это восстание

Одной из главных причин восстания Богдана Хмельницкого являются притеснения православного населения Украины со стороны поляков-католиков. Оно закончилось переходом войска Запорожского под покровительство российского царя, согласно решению Переяславкой рады 1654 г.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 109

Вопросы и задания в конце параграфа

1. Рассмотрите иллюстрации в начале параграфа. Какие черты польско-литовского дворянства они, по вашему мнению, отражают?

  Добавить текст Вернуть оригинал

По моему мнению, данные иллюстрации отражают такие черты польско-литовского дворянства как гордость, надменность и уверенность в собственных силах.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Расположите в хронологической последовательности следующие события:

1) Ливонская война;

2) Люблинская уния;

3) Генриховы артикулы;

4) изгнание поляков из Москвы;

5) Брестская церковная уния;

6) восстание Богдана Хмельницкого;

7) Переяславская рада, решение о вхождении земель Войска Запорожского в состав России.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. Какие черты польского шляхтича вызывают у вас симпатию, а какие — неприязнь?

Симпатию вызывает у меня то, что польские шляхтичи были людьми храбрыми в бою и хозяйственными в мирной жизни. Однако такие черты характера как самоуверенность и обострённое чувство собственного достоинства вызывают скорее неприязнь.

  Добавить текст Вернуть оригинал

4. Почему понятие «гонор», имевшее в Польше положительное значение, приобрело в русском языке негативный оттенок?

Во многом такое положение дел связано с тем, что на протяжении XVI – XVII вв. Россия и Польша часто воевали друг с другом. Вполне естественно, что среди польских шляхтичей сформировалось негативное мнение к русским воинам, и наоборот. Поэтому те понятия и термины, которые в Польше имели положительное значение, постепенно приобрели в русском языке негативный оттенок.

  Добавить текст Вернуть оригинал

5. В XIV – XVI вв. государства Центральной Европы часто заключали династические унии, но только одна из них оказалась прочной и привела в итоге к созданию единого государства — Речи Посполитой. Почему этот «политический проект» оказался успешным?

  Добавить текст Вернуть оригинал

Этот «политический проект» оказался успешным, потому что в создании единого государства были заинтересованы как польская шляхта, так и литовская. К тому же их объединяли общая культура, традиции и религия – католицизм.

  Добавить текст Вернуть оригинал

6. С какими трудностями столкнулась Речь Посполитая в XVII в.? О каких проблемах свидетельствовали эти трудности?

В XVII в. Речь Посполитая столкнулась, во-первых, с постоянными мятежами шляхты и магнатов; во-вторых, с неспособностью противостоять европейским регулярным армиям; в-третьих, недовольство православного населения притеснениями со стороны католиков, что в итоге привело к восстанию казаков, во главе с Богданом Хмельницким.

  Добавить текст Вернуть оригинал

7. Что сближало Речь Посполитую с империей Габсбургов, а что их разъединяло?

Речь Посполитую сближало с империей Габсбургов необходимость постоянной борьбы с Османской империей. Разъединяли эти два государства особенности их политического устройства. Империя Габсбургов стремилась к централизации, к объединению подчиненных ей народов в одно целое, формировала дисциплинированную армию. Речь Посполитая – напротив, характеризовалась слабой королевской властью, нетипично широкими полномочиями знати и разобщённостью общества.

  Добавить текст Вернуть оригинал

8. Какие отношения сложились у Польско-Литовского государства с Россией в XVI – XVII вв.? Чем это можно объяснить?

Польско-Литовское государство на протяжении XVI – XVII вв. почти постоянно враждовало с Россией. Наиболее крупными конфликтами были Ливонская война, вторжение во время Смуты и русско-польская война 1654 – 1667 гг. Эту постоянную напряженность можно объяснить тем, Речь Посполитая целенаправленно стремилась ослабить Россию и не допустить её усиления любым путём.

  Добавить текст Вернуть оригинал

9*. Мог ли православный царь возглавить польско-литовское государство? Реально ли было королю Речи Посполитой занять царский трон и править в России?

  Добавить текст Вернуть оригинал

Православный царь вряд ли смог бы возглавить польско-литовское государство. Во-первых, серьезным препятствием была проблема вероисповедания (подданные-католики никогда не признали бы над собой власть православного монарха). Во-вторых, государственные устройства России и Речи Посполитой были не просто разными, а противоположными. Соответственно, русский царь, привыкший к самодержавию, просто не смог бы управлять страной, где полномочия правителя были слишком ограниченными. По этим же причинам, король Речи Посполитой не смог бы занять царский трон и править в России. Православное население страны и необходимость сильной централизованной власти для управления страной делали такой вариант событий просто невозможным.

  Добавить текст Вернуть оригинал

10*. Почему польский сейм пригласил на престол именно французского принца Генриха? Почему Генрих очень недолго был королём Речи Посполитой? Как воспринимали пребывание в Польше Генрих и прибывшие с ним французы?

  Добавить текст Вернуть оригинал

Польский сейм пригласил на престол французского принца, во-первых, из-за общей веры (поляки-католики вряд ли захотели бы подчиняться королю из числа протестантов или православных), во-вторых, из-за его знатного происхождения (Генрих Валуа был младшим братом короля Карла ІХ), и в-третьих, Генрих Валуа был чужим человеком для польской шляхты и поэтому сейм рассчитывал, что он не сможет обрести в Речи Посполитой реальную власть и влияние.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Генрих Валуа был королём Речи Посполитой немногим больше года, с 1573 г. по 1574 г., потому что 30 мая 1574 г. умер его старший брат Карл ІХ, не оставив после себя наследников. Таким образом, согласно существующему порядку престолонаследования, он автоматически становился королём Франции под именем Генрих ІІІ. Посчитав, что лучше быть монархом своей родной Франции, чем правителем Речи Посполитой, которая так и не стала для него близкой, Генрих Валуа в ночь на 19 июня 1574 г. тайно бежал на родину, формально не отрекаясь от польского престола. Такое решение, помимо любви к родине, было продиктовано и политическими соображениями. Если в Речи Посполитой король практически не имел реальных полномочий и практически во всём зависел от воли сейма, то во Франции король был полновластным правителем, обладающим огромной властью. Таким образом, поляки вновь остались без правителя. Пока в 1576 г. выбор сейма не остановился на Стефане Баторие.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Хотя Генрих Валуа и прибывшие с ним французские дворяне жили в Речи Посполитой относительно недолго, они всё же сформировали мнение о неизвестной им стране. И их восприятие было не очень позитивным. Французы смотрели на польских шляхтичей как на людей, пребывающих на более низком уровне развития. Генрих Валуа и его окружение, привыкшее к богатым одеждам и изысканным блюдам, были неприятно удивлены простотой и даже скромностью, которая царила при польском дворе в Кракове. Также им не нравился местный суровый климат и существующие порядки. К тому же король не знал польского языка и не хотел его выучить. Это касалось и чуждых им польских традиций. Таким образом, Генрих Валуа и сопровождающие его представители французской аристократии не воспринимали Речь Посполитую как свою новую родину, и даже не пытались адаптироваться к существующим порядкам. Скорее, для них пребывание в Польше стало своеобразным развлечением, забавным приключением и не более того.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Источники информации:

https://m.delfi.lt/ru/vkl/article.php?id=56919255

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://diletant.media/articles/45326134/

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://runivers.ru/gal/today.php?ID=591838

  Добавить текст Вернуть оригинал

http://www.world-history.ru/persons_about/1915.html

  Добавить текст Вернуть оригинал

http://www.hrono.ru/biograf/bio_g/genrih3valua.php

  Добавить текст Вернуть оригинал

11*. Кем был Богдан Хмельницкий? Как и почему он возглавил восстание запорожских казаков против поляков?

Богдан Хмельницкий (ок. 1595 – 1657) – выдающийся полководец и государственный деятель, гетман (вождь) Войска Запорожского. Он поднял украинский народ на борьбу с польско-литовскими угнетателями и возглавил национально-освободительную войну 1648 – 1654 гг. На Переяславской раде 1654 г. инициировал переход запорожских казаков в подданство к русскому царю Алексею Михайловичу, тем самым фактически присоединив украинские земли к России.

  Добавить текст Вернуть оригинал

По происхождению Богдан Хмельницкий был мелким православным шляхтичем. Как и его отец Михаил был реестровым казаком, т.е. официально пребывал на службе у польского короля. С юных лет приходилось ему воевать с татарами и турками. В одной из битв, отец Хмельницкого был убит, а Богдан попал в плен к османам, где провёл несколько лет. Пользовался большим уважением и авторитетом среди рядовых казаков. Часто участвовал в морских походах против Крымского ханства и Османской империи. Дослужился до казачьего полковника. Существует версия, что Богдан Хмельницкий принимал участие в Тридцатилетней войне, а точнее в осаде Дюнкерка 1645 г. на стороне французских войск (французы часто практиковали набор наёмников из других государств, в т.ч. и с Речи Посполитой). В любом случае, до начала восстания весной 1648 г. жизнь Хмельницкого была самой заурядной, как у многих тогдашних запорожцев.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Жизнь будущего повстанческого вождя кардинально изменилась осенью 1647 г. И всему виной были существующие шляхетские порядки, которые нередко перерастали в откровенный беспредел. Его сосед, Даниэль Чаплинский, с которым у Богдана Хмельницкого были давние неприязненные отношения, воспользовавшись отсутствием хозяина, напал и разорил его родовое поместье Суботов (недалеко от Черкасс), увёл в плен его невесту и забил до смерти малолетнего сына. Попытки добиться справедливости законным способом (через суды и жалобы) успеха не принесли. У Чаплинского были могущественные покровители среди магнатов, а Хмельницкий был всего лишь незнатным шляхтичем. Будущий гетман даже ездил в Варшаву, на аудиенцию с королём. Однако Владислав IV, в ответ на просьбы, просто развёл руками и сказал фразу, которая впоследствии стала легендарной: «Разве у тебя, дурак, сабли нету?». Таким образом, чувство личной обиды и жажда мести подстегнули Хмельницкого стать на путь вооружённого восстания.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Поняв, что законным способом он не добьётся восстановления справедливости, Богдан Хмельницкий в начале 1648 г. отправился на Запорожскую Сечь, где собиралось немало обиженных судьбой и просто недовольных существующими в Речи Посполитой порядками: притеснением православного населения католиками, принудительное насаждение польского языка и культуры, усиление крепостничества со стороны шляхты. Однако случай, произошедший с семьёй Хмельницкого, был действительно вопиющим и поэтому он быстро завоевал симпатии среди казачества, а его былая слава и успехи в походах только усилили их. В результате, в марте 1648 г. Богдан Хмельницкий был избран гетманом Войска Запорожского, а в следующем месяце начал невиданное ранее восстание, которое привело к освобождению украинского народа от польско-литовских захватчиков.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Источники информации:

https://rg.ru/amp/2014/01/06/hmelnizki-site.html

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://www.booksite.ru/fulltext/1/001/008/085/262.htm

  Добавить текст Вернуть оригинал

http://rushist.com/index.php/ilovajskij-5/1413-vosstanie-khmelnitskogo

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://spravochnick.ru/istoriya_rossii/vosstanie_bogdana_hmelnickogo/

  Добавить текст Вернуть оригинал

Изучаем документ

Прочитайте отрывок из статьи русского публициста и общественного деятеля М. Каткова и ответьте на вопрос.

В чём вы согласны с автором, а в чём — нет?

С автором можно согласиться в том, что шляхта действительно являла собой государство в государстве, народ в народе, который жил по собственным правилам, фактически никому не подчиняясь, даже королю. Не согласен с тем, что автор описывает шляхту крайне унизительными эпитетами, ведь несмотря на недостатки, в большинстве своём польские шляхтичи были мужественными людьми и хорошими воинами.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 109

Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа

Почему власть короля в Польско-Литовском государстве слабела, а вольности дворянства стали поистине безграничными?

Власть короля в Польско-Литовском государстве слабела, поскольку в стране не было таких сил и сословий, которые могли бы стать опорой монарха. В Западной Европе союзниками королевской власти были городское население и католическое духовенство. Однако в Польско-Литовском государстве их влияние были весьма ограниченным.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 110

Вопросы и задания к главе

1. Подготовьте развёрнутый ответ по теме «Эпоха Возрождения». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать тему. План должен содержать не менее трёх пунктов с пояснениями содержания. План и пояснения должны отражать основные события (явления), связанные с эпохой Возрождения или научной революцией.

  Добавить текст Вернуть оригинал

1) Зарождение Возрождения

Возрождение стало возможно благодаря появлению гуманистов в XIV в. Они не отрицали религию, но считали, что в центре внимания культуры должен быть Человек, а не Бог. Гуманисты взяли за образец античную культуру и начали возрождать её принципы и ценности.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2) Высокое Возрождение

С конца XV в. до 1527 г. – период расцвета Возрождения в Италии. Оно охватило практически все сферы: архитектуру, живопись, поэзию, скульптуру. Наиболее выдающиеся представители этой эпохи: Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти, Андреа Палладио, Никколо Макиавелли.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3) Северное Возрождение

Постепенно идеи Возрождения распространились за пределы Италии. В Нидерландах наиболее ярким представителем был Эразм Роттердамский, в Англии – Томас Мор, во Франции – Франсуа Рабле.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Какие требования выдвигали представители всех течений в протестантизме, а что отличало их друг от друга?

Представители всех течений в протестантизме выдвигали требования о необходимости перевода Библии с латыни на другие языки, отказе подчиняться папе римскому, прекращении торговли индульгенциями. Однако каждое протестантское вероучение имело свою специфику. Так, лютеранство выступало за отмену пяти христианских таинств, оставив лишь крещение и причастие. Кальвинисты, с помощью предопределения душ, внушали верующим необходимость обогащаться. Англиканство отличалось сохранением большинства обрядов и порядков католической церкви. Анабаптисты стремились к обществу, где не будет разделения на богатых и бедных.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. Что такое королевская Реформация? В какой стране она произошла и чем отличалась от обычной?

Королевская Реформация – это Реформация, организованная и проведённая королевской властью. Она произошла в Англии и отличалась от остальных тем, что сохранила почти все традиции католической церкви (церковная иерархия, пышное убранство духовенства), но вывела церковь из подчинения римского папы.

  Добавить текст Вернуть оригинал

4*. Некоторые историки говорят не о Контрреформации, а о католической Реформации. Какие аргументы в поддержку или в опровержение этой точки зрения вы можете привести?

  Добавить текст Вернуть оригинал

Данную точку зрения можно поддержать лишь частично. Действительно, благодаря решению Тридентского собора 1545 – 1563 гг. католическая церковь провела некоторое реформирование изнутри. Была укреплена дисциплина среди духовенства, приняты меры по преодолению аморального поведения среди священнослужителей и монахов, а также повышению уровня их образованности. Однако эти изменения были косметическими. Они совершенно не затрагивали основ католических догматов и организации самой церкви. И к тому же эти изменения были приняты под явным давлением извне. Т.е. если бы не было Реформации, католическая церковь вряд ли пошла на такие хоть и незначительные, но обновления.

  Добавить текст Вернуть оригинал

5. Сравните причины, вызвавшие войны католиков и протестантов в разных странах Европы. Можно ли назвать эти войны только религиозными, или были причины экономического и политического характера? Как вам кажется, можно ли было избежать этих войн?

  Добавить текст Вернуть оригинал

Многие из войн XVI – XVII вв., которые кажутся исключительно религиозными, на самом деле имеют вполне корыстную природу. Вот взять, к примеру, религиозные войны во Франции (1562 – 1598). Огромную роль в них сыграла политическая борьба дворянства с центральной властью за сохранение своих привилегий, а также борьба за власть между известными деятелями того времени: Генрихом ІІІ, Генрихом Наваррским, Генрихом де Гизом. Более ярким примером можно назвать Тридцатилетнюю войну (1618 – 1648), в которой такие католические государства, как Франция и империя Габсбургов, оказались в разных враждующих лагерях. Т.е. для них была важна не столько религия, сколько захват новых земель и усиление собственного влияния в Европе.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Естественно, этих войн, как и других можно было избежать, если бы враждующие стороны прислушались к голосу разума и постарались бы решить возникшие конфликтные ситуации мирным путём. Католикам можно было проявить хоть какую-то толику терпимости и уважения к протестантам, и наоборот. Другое дело, что никто этого не делал и не хотел делать. Война казалась для них лучшим выходом из ситуации.

  Добавить текст Вернуть оригинал

6. Каковы особенности развития стран Восточной Европы в XVI – XVII вв.? Какими факторами это можно объяснить?

Главными особенностями развития стран Восточной Европы в XVI – XVII вв. было усиление политики крепостничества и оборона южных рубежей от иностранного нашествия. Первая характерная черта объясняется желанием землевладельцев усилить эксплуатацию крестьян, чтобы они смогли вырастить как можно больше зерна, которое потом поставлялось на европейский рынок. Вторая объяснялась присутствием агрессивной Османской империи, которая постоянно пыталась вторгнуться вглубь территории Европы.

  Добавить текст Вернуть оригинал

7*. Определите авторство отрывков, обоснуйте своё мнение. С какими событиями связаны имена авторов этих отрывков?

А. Игнатий Лойола – испанский дворянин, основатель ордена иезуитов.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Б. Томас Мор – известный английский гуманист и писатель. Автор книги «Утопия», в которой описал идеальное общество.

  Добавить текст Вернуть оригинал

В. Мартин Лютер – инициатор Реформации и основатель одного из протестантских вероучений – лютеранства.

  Добавить текст Вернуть оригинал

8. Напишите рассказ от имени одного из персонажей: а) житель Германии первой половины XVI в.; б) житель Франции в период Религиозных войн; в) житель Италии XVI в.; г) житель Нидерландов XVII в. Постарайтесь не только описать события, происходившие вокруг, но и представить, какие чувства мог испытывать выбранный вами персонаж (крестьянин, дворянин, горожанин и т. д.) по поводу этих событий. Что его удивляло? Что пугало или восторгало? Как он относился к идеям Возрождения и Реформации? И т. д.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Моя родная Франция охвачена огнём. Уже больше десяти лет в моей стране полыхает пламя войны между католиками и гугенотами. И мне, французскому дворянину, из-за этого нередко приходилось выбирать между долгом и правдой. Сразу хочу сказать, что являюсь католиком, хотя и никогда не был ревностным христианином. И с юных лет мне много чего не нравилось в церковных порядках и поведении духовенства. Рассказывают, что нужно жить в скромности и простоте, а сами купаются в роскоши. По долгу службы, мне приходилось побывать у нашего местного епископа. Так скажу вам, что такой роскоши вряд ли можно найти у светского владыки. И злоупотребляют своей властью немерено. Эти церковники заявляют, что они являются обязательным посредником между Богом и людьми. Конечно, я не силён в части знания Святого Письма. Я – воин, а не монах. Однако не припоминаю в Библии ничего подобного.

  Добавить текст Вернуть оригинал

В общем, я уже давно мог примкнуть к гугенотам. Некоторые мои знакомые и даже родственники сейчас исповедуют новую веру. Однако я не хочу отрекаться от религии своих предков. Не всё так плохо в ней. И не всё так хорошо в новой. Их самый главный пастырь, покойный Жан Кальвин, утверждал, что человек рождается уже с предопределённой душой. И чтобы ты не делал хорошего в жизни, если душе предначертано попасть в ад, то она туда попадет. И наоборот – какой бы сволочью не был человек, но если его душе судилось попасть в рай, то она туда попадет. Мне очень не нравятся такие установки. Более того, я уже привык к мысли, что человек – сам кузнец своего счастья. А тут какое-то предопределение. Не нравится мне эта религия, кальвинизм. Определённо не нравится. Хотя лично я еретиками гугенотов не считаю. Пусть верят в Бога, как им хочется.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Таким образом, я сохранил верность святой католической вере, папе римскому и королю Франции. Сначала Карлу IX, а сейчас Генриху ІІІ. И приходилось мне воевать. Приходилось убивать французов. Только за то, что они были гугенотами. И хотя моя совесть должна быть чиста, ведь я просто подчинился своему долгу, не смел ослушаться приказа, всё равно мне как-то неспокойно на душе. Ведь это совсем неправильно – убивать человека только за то, что понимает Господа по-своему. Тем более, когда этот человек говорит с тобой на одном языке. Особенно меня ужасает эта кровавая бойня, эта Варфоломеевская ночь. Хорошо, что тогда меня не было в Париже, и мне сказочно повезло не запятнать своё имя участием в этой скотобойне. И хотя, покойный король Карл и церковь наперекор твердили, что эти события являются богоугодными и справедливыми, однако у меня нет веры к ним. Разве может быть богоугодным занятием – убийство безоружных людей, а в особенности – женщин, детей и стариков. Тем более, пострадали от рук этих мясников не только гугеноты. Ходят слухи, что под шумок много кто из католиков сводил счета со своими недругами, а некоторых единоверцев они просто убивали с целью хорошего грабежа. Вот такая она – борьба за истинную веру.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Вообще я считаю, что нужно уже заканчивать эти глупые и бессмысленные, но от этого не менее кровавые религиозные войны. Франции нужен мир и покой. Нужно как можно быстрее закончить эту, никому не нужную братоубийственную резню. В своём государстве всегда нужно жить в мире и дружбе. И не обращать внимание на то, кто, как и когда молится Богу. Господь один для всех: и для католиков, и для гугенотов.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 111

Главный вопрос главы

Как и почему произошёл религиозный раскол Западной Европы?

Религиозный раскол Западной Европы произошёл благодаря возникновению новой ветви христианства – протестантизма, которая появилась вследствие процессов Реформации.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 111

Темы проектов

1. Музыка эпохи Возрождения.

Традиционно, когда говорим о Возрождении, на ум приходят шедевральные картины и фрески, а также величественные соборы и дворцы. Однако Ренессанс также коснулся ещё одной крайне важной сферы искусства – музыки. Произошло постепенное освобождение музыки от церковных уз. Именно в это период были заложены основы классической музыки. И хотя религиозная музыка в XV – XVI вв. продолжала играть главенствующую роль, однако ослабление церковного контроля над обществом предоставило возможность композиторам и исполнителям большую свободу творчества и проявления собственного таланта.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Следует отметить, что свою роль в развитии музыки также сыграло книгопечатание. Печатный станок позволил печатать и распространять ноты в большом количестве, что, в свою очередь, позволяло обучить музыке большое количество людей. Ещё одним новшеством Ренессанса стало появление абсолютно новых музыкальных инструментов. В середине XV в. итальянские мастера создали предшественницу скрипки – виолу. Научиться играть на ней было несложно, а звук её был тихим, нежным и хорошо звучал в небольших залах. Среди духовых инструментов появились блок-флейта, флейта и рожок. Однако наибольшей популярностью пользовались клавишные инструменты: клавесин, клавикорд, вёрджинел (английский клавесин, отличающийся небольшими размерами) и орган. Последний был незаменим при исполнении церковных песнопений. Также использовались т.н. щипковые инструменты, самым распространённым среди которых была лютня.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Появление светской музыки стало своеобразной революцией. Чаще всего она была недоступна простонародью и длительное время была привилегией знати. В полифонических песнях (мадригале — в Италии, шансон — во Франции) композиторы рассказывали о любви, о жизни, о природе, о своих чувствах и переживаниях. Такая музыка резко контрастировала с церковной. Основными жанрами последней была месса и мотет — многоголосные полифонические произведения для хора без сопровождения или в сопровождении инструментального ансамбля.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Начиная с XVI в. складываются национальные музыкальные школы. Самая крупная из них — нидерландская (франко-фламандская) полифоническая школа. Ее представители — Г. Дюфаи, К. Жанекен, Й. Окегем, Я. Обрехт, Жоскен Депре, О. Лассо. Среди других национальных школ следует выделить итальянскую (Дж. П. Палестрина), испанскую (Т. Л. де Виктория), английскую (У. Берд) и немецкую (Л. Зенфль).

  Добавить текст Вернуть оригинал

Ещё одной характерной чертой развития ренессансной музыки стало возрастание значения искусства танца. С конца XV в. появляются многочисленные трактаты и практические руководства по хореографии, сборники танцевальной музыки, в которые включаются популярные танцы того времени – бас-данс, бранль, павана, гальярда.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Завершением музыкальных достижений эпохи Возрождения стало появление принципиально новых музыкальных жанров: сольной песни, оратории, оперы, подлинный расцвет которых наступает уже в XVII в.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Источники информации:

https://mgpu-aeg.wixsite.com/music-history/muzyka-epohi-vozrozhdeniya

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://www.olofmp3.ru/index.php/Muzyka-v-epohu-Vozrozhdeniya.html

  Добавить текст Вернуть оригинал

http://www.worldarthistory.com/music-renaissance.html

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://sites.google.com/site/renessansinformatica/muzyka-epohi-vozrozdenia

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://studfile.net/preview/2068419/

2. Виртуальная экскурсия по местам, связанным с именем Мартина Лютера.

Личность выдающегося сына немецкого народа, основателя Реформации Мартина Лютера (1483 – 1546) пользуется уважением и по сей день. И не только среди протестантов. Сегодня католики также склоняют голову перед силой его духа и интеллектом, хотя по прошествии 500 лет считают его своим идейным противником. Однозначно можно утверждать, что Германия хранит память о человеке, который навсегда изменил духовный облик Европы и всего мира. Недаром, в 2003 г. по результатам опросов общественного мнения Мартин Лютер стал вторым из самых великих немцев за всю историю Германии.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Мартин Лютер прожил долгую и полную опасностей жизнь. Побывал во многих европейских городах. Некоторое время жил в Риме, где своими глазами продажность и моральное падение высших иерархов католического духовенства. Однако, в первую очередь, жизнь и деятельность Мартина Лютера неразрывно связана с двумя немецкими городами: Айслебеном и Виттенбергом. Недаром они носят второе название – «Лютерштадт», т.е. «города Лютера».

  Добавить текст Вернуть оригинал

Сегодня Айслебен (правильно называть Лютерштадт-Айслебен) – это небольшой провинциальный немецкий городок, который выделяется среди сотен таких самых, тем что здесь родился, учился и умер будущий основатель протестантизма. Поэтому и неудивительно, что родина Мартина Лютера привлекает многочисленных паломников и просто туристов. Однако Айслебен может служить ярким примером средневекового немецкого города, тем более что большинство исторически значимых зданий сохранились практически в том же виде, что и 500 лет назад. Однако жемчужиной города является т.н. "дом Мартина Лютера", в котором находится музей. Однако это здание не является в прямом смысле местом проживания великого человека. Дом, где проживал великий богослов, сгорел ещё в конце XVI в. Здание, где сейчас находится музей Лютера, было построено лишь в 1693 г. В нем можно увидеть экспозиции, посвященные ранним годам жизни отца Реформации, а также его личные вещи (в том числе сохранившийся экземпляр т.н. «Библии Лютера» – перевода Святого Письма на немецкий язык). Также в Айслебене есть ещё одна важная достопримечательность – храм Святого Андрея, в котором проповедовал Мартин Лютер последние годы своей жизни. Потомки сохранили практически в неизменном виде кафедру, с которой Мартин Лютер обращался к верующим и нёс им свет новой веры.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Еще более важное значение в жизни Лютера принадлежит Виттенбергу (полное название – Лютерштадт-Виттенберг). Именно в этом городе он прожил большую часть своей жизни. Здесь он работал над положениями протестантского вероучения. Здесь начала свою победоносную поступь Реформация. В первую очередь, хочется представить вашему вниманию церковь Всех Святых (её также называют Замковой церковью). Сегодня этот храм известный на весь мир тем, что 31 октября 1517 года, в День Всех Святых, Лютер вывесил свои «95 тезисов», с которых, собственно, и началась Реформация. Сегодня место, где были вывешен этот документ, называют «Дверью Тезисов». В этом же храме тело Мартина Лютера было предано земле. Церковь Всех Святых серьезно пострадала в ходе Тридцатилетней войны (1618 – 1648), но была восстановлена как главный мемориал Реформации. Ежегодно церковь, а в особенности – могилу Мартина Лютера, посещают сотни тысяч туристов и паломников.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Популярными местами протестантского паломничества являются Виттенбергский университет, в котором длительное время Лютер преподавал теологию, и городская церковь Святой Марии, храм, где проповедовал Мартин Лютер и его соратник Иоганн Бугенхаген. Здесь же на Рождество 1521 г. впервые прошла служба на немецком языке, а не на латыни, как это предписывали католические каноны. Поэтому данный храм часто называют материнской церковью Реформации.

  Добавить текст Вернуть оригинал

На окраине исторического центра Виттенберга расположен т.н. «дуб Лютера». Согласно распространенной городской легенде, он был посажен восторженными последователями Реформации на том самом месте, где в 1520 г. Лютер демонстративно сжёг папскую буллу о своём отлучении от церкви. Этот символический жест означал окончательный и бесповоротный разрыв с католической церковью.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Мартин Лютер оставил после себя неизгладимый след в истории человечества. Как следствие, все памятные места, в Айслебене и Виттенберге, так или иначе связанные с Лютером, с 1996 года включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Источники информации:

https://tochka-na-karte.ru/Attractions/672-Pamyatnye-mesta-Lyutera-v-Ajslebene-i-Vittenberge.html

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://kulturologia.ru/blogs/110120/44921/

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://www.vipgeo.ru/countries/germania_showpl/dostoprimechatelnosti/pamyatnie_mesta_lyutera_v_gorode_vittenberg.html

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. Иезуитские редукции в Латинской Америке.

Редукциями называли крупные резервации (области, отрезанные от всего мира), созданные представителями ордена иезуитов с целью христианизации коренного населения Американского континента. Впервые в Новый Свет иезуиты прибыли в 1566 г. и начали свою деятельность в испанских, а позже и в португальских колониях. Миссионерская деятельность была для них одной из приоритетных задач. Однако в отличие от обычных миссионеров (чаще всего ими выступали монахи из доминиканского, францисканского и августинского орденов), иезуиты ставили перед собой цель не насильственное навязывание индейцам новой веры, а их комплексную европеизацию, т.е. приобщение к европейской культуре и традициям. Дело в том, что в середине XVI в. христианизация индейского населения носила в общем поверхностный характер. Миссионеры чаще всего работали поодиночке, ведя странствующую жизнь. Они переходили от одного поселения индейцев к другому, проповедовали веру в Христа и крестили желающих приобщиться к вероучению. Таким образом, обращенные индейцы оставались без пастыря, без богослужений и публичных молитв, некому было дальше наставлять их в вере. Немудрено, что в такой ситуации Бог в сознании коренного населения Америки больше ассоциировался с родными, привычными им мифами и верованиями, чем с христианским учением. Для того чтобы христианская вера укоренилась в сознании местного населения, миссионерскую деятельность следовало было проводить регулярно, на постоянной основе. Постепенно осознание данного факта пришло как к церковным, так и к светским властям. Поэтому в 1578 г. губернатор города Асунсьона Алвар Нуньес Кабеса де Вака обратился за помощью к иезуитам.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Редукции начали основывать с 1580 г. по инициативе монаха Луиса де Боланьоса (ок. 1549 – 1629), в центральной части Латинской Америки – в месте впадения реки Уругвай в Парану (территория современного государства Парагвай). В качестве эксперимента им было избрано индейское племя гуарани. Для достижения поставленной цели Боланьос и его помощники в совершенстве выучили местный язык, поскольку прекрасно понимали огромное значение проповеди Евангелия и объяснения истин веры именно на родном языке народа. Будучи не только прекрасным миссионером, но и хорошим филологом, он создал для языка гуарани письменность (на основе латинского алфавита), составил первый учебник и словарь, а также перевел на гуарани части катехизиса и составил молитвенник. Достижения Луиса де Боланьоса стали отправной точкой всей работы иезуитов, которую те в дальнейшем проводили в области языка гуарани. Также следует подчеркнуть, что фактически в задачу иезуитов входило не только простое изучение языка индейцев, но и частично создание нового языка. Ведь те слова и понятия, которые больше всего были нужны для перевода катехизиса, в сознании индейцев прочно ассоциировались с колдовством и суевериями. Подобные слова следовало перестать употреблять в проповеди и заменить другими.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Луис де Боланьос продемонстрировал не только умение христианизировать индейцев-язычников. Он также был хорошим организатором и хозяйственником. На протяжении 28 лет им было основано 18 редукций. Его последовали продолжили основание новых поселений. И уже к 1630 г. вдоль по обе стороны реки Параны существовало уже 30 редукций, в которых проживало около 150 тысяч индейцев. Т.е. по меркам XVII в. редукцию можно было называть полноценным городом.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Специфической была организация трудовой деятельности индейцев и землепользования. Традиционно считается, что иезуитские редукции представляли собой идеальные христианские общины, в которых все было общим и служило равному благосостоянию всех её жителей. Во многом такой феномен объяснятся тем, что индейцы гуарани, на момент испанского завоевания, находились на более ранней стадии социального развития, чем инки, ацтеки или даже чибча-муиски. Поэтому у них изначально не существовало понятия частной собственности, и соответственно – не было деления на богатых и бедных. Гуарани вели полукочевой образ жизни, и окружавшие их леса и реки в достаточном количестве давали все необходимое для каждого члена общины. Однако переход к оседлому способу жизни, привёл к некоторым изменениям. Иезуиты разделили всю землю, относящуюся к редукции на две части. Меньшая часть пашни была поделена поровну между всеми индейскими семьями. Урожай, который индеец собирал со своего участка, принадлежал ему полностью, и он мог распоряжаться им по своему усмотрению. Но продать или обменять на другой этот участок или дом индеец не мог (по колониальным законам Испании и Португалии коренное население вообще не имело права владеть землей).

  Добавить текст Вернуть оригинал

Однако большая часть земельных угодий находилась в общественном владении и обрабатывалась коллективно. Согласно установленных иезуитским руководством порядков, все жители редукций, которые могли работать, обязаны были отработать всего два дня в неделю на общественной земле. Урожай, собранный с этих земель, помещался в специальные хранилища. Это был своего рода стратегический резерв. С его помощью обеспечивалась жизнь калек, вдов, сирот. Часть этого урожая шла на семена для следующего года, часть оставалась в качестве запаса на случай голода. Но основная часть продукции продавалась в крупных городах (в основном – в Буэнос-Айресе). В начале XVIII в. ежегодно получали доход до 100 тысяч песо (золотых монет). Вырученные средства тратились на оплату налогов в королевскую казну, закупку соли, строительного камня, железных изделий, а также мушкетов, пороха и свинца для выплавки пуль. Кстати, гуарани было одним из немногих индейских племён, имевших официальное право владеть и пользоваться огнестрельным оружием. Эту королевскую привилегию для них выпросили в 1637 г. иезуиты, руководствуясь необходимостью защиты от португальских работорговцев, которые часто нападали на редукции и похищали индейцев.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Жители редукций выращивали не только свои традиционные сельскохозяйственные культуры (кукурузу, табак, тыкву и сладкий картофель маниок), но и те, с которыми их познакомили иезуиты (пшеницу, рис, горох, апельсины). Также гуарани разводили крупный рогатый скот, овец и лошадей. При этом поголовья скота, пастбища и леса – тоже считалось общественной собственностью. Таким образом, по своей сути каждая редукция представляла собой замкнутую коммуну, самостоятельно производящую всё необходимое для внутреннего потребления и продающая излишки продукции на внешнем рынке.

  Добавить текст Вернуть оригинал

В политическом отношении редукции представляли собой «государство в государстве». Влияние светской власти, в лице вице-короля Перу и местных губернаторов, было минимальным. Хотя все жители редукций считались подданными испанского короля. Обязанности главы общины выполнял священник-иезуит (кюре), которому помогал викарий. Им подчинялись все индейцы, живущие в данном поселении. Структура управления была организована по европейскому образцу. Высшим органом власти был совет (кабильдо), в состав которого входил военный вождь (касик), 3 надсмотрщика, 4 советника, префект полиции, секретарь и королевский знаменоносец.

  Добавить текст Вернуть оригинал

На пути дальнейшего развития редукций стали события в Европе. В середине XVIII в. орден иезуитов вступил в конфликт с многими католическими монархами (королями Испании, Португалии и Франции). В результате придворных интриг, в 1768 г. испанский король Карл III предписал иезуитам срочно покинуть все территории, принадлежащие испанской монархии (в т.ч. и американские колонии). Таким образом, то, что создавали трудолюбивые миссионеры на протяжении почти 200 лет, разбилось в прах. Формально редукции не были запрещены, они всего лишь перешли под управление светских властей. Однако колониальные власти, чаще всего с презрением относившиеся к индейскому населению, попытались поработить гуарани, сделать из них подневольных работников – пеонов. Как результат, индейцы были вынуждены покинуть свои жилища и земли и перебраться в более крупные города (в основном, в Асунсьон и Буэнос-Айрес). Редукции быстро опустели, пришли в упадок и уже в начале ХІХ в. только их руины напоминали о былом величии «государства» иезуитов в Парагвае.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Таким образом, в отличие от большинства европейских колонизаторов, стремящихся к уничтожению и ассимиляции индейского населения, иезуитам удалось наладить дружелюбные и даже взаимовыгодные отношения с коренными жителями Америки. Миссионеры создали самобытную и процветающую цивилизацию, которая позволила гуарани сохранить свою этническую идентичность, свой язык и культуру. Их потомки до сих пор с теплотой и благодарностью отзываются о иезуитских редукциях Латинской Америки.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Источники информации:

https://amp.topwar.ru/184267-iezuitskoe-gosudarstvo-v-juzhnoj-amerike.html

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://www.indiansworld.org/Articles/gosudarstvo-iezuitov-v-paragvae.html#.YwAJU45n2DY

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://risu.ua/ru/kak-katolicheskaya-cerkov-indeycev-spasala-iezuitskoe-gosudarstvo-v-paragvae_n99981/amp

  Добавить текст Вернуть оригинал

http://istorja.ru/forums/topic/1646-gosudarstvo-iezuitov-v-paragvae/

  Добавить текст Вернуть оригинал

4. Отношения Речи Посполитой и России в XVI – XVII вв.

На протяжении XVI – XVII вв. отношения Речи Посполитой и России были, в основном, напряжёнными. А нередко – откровенно враждебными. Своими корнями противостояние двух крупнейших государств Восточной Европы уходит к началу XVI в., когда большинство земель Северо-Восточной Руси было объединено вокруг Москвы. Такое усиление России не устраивало Великое княжество Литовское, в составе которого находилось немало захваченных земель Юго-Восточной Руси (например, бывшие удельные Смоленское, Черниговское, Киевское, Переяславское княжества). Литва стремилась сохранить за собой эти территории, опасаясь, что русские государи захотят вернуть их в состав России. Это литовско-русское противостояние вылилось в несколько войн (1487 – 1494, 1500 – 1503, 1507 – 1508 и 1512 – 1522 гг.), по итогам которых такие западнорусские земли как Смоленщина и Черниговщина стали частью Российского государства. Великие князья литовские не могли смириться с потерей этих территорий и втайне мечтали о реванше. Эти настроения продолжили своё существование и после создания единого Польско-Литовского государства – Речи Посполитой в 1569 г.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Отдельного внимания заслуживают события Ливонской войны (1558 – 1583). Во-первых, потому что благодаря её событиям, собственно, и возникла Речь Посполитая (обескровленная длительной войной Литва была вынуждена объединиться с более сильной Польшей). Во-вторых, действия противников России были направлены не столько на захват территории бывшего Ливонского ордена, столько на то, чтобы не допустить выхода России к побережью Балтийского моря. Т.е. для Речи Посполитой ослабление противника было предпочтительнее захвата новых земель. Как известно, война закончилась для России не очень удачно, однако территориальные потери для неё не были критическими. По условиям Ям-Запольского мирного договора 1582 г. Речь Посполитая получала значительную часть Прибалтики, однако ничего из довоенных российских территорий (гораздо более значительными были потери Москвы в пользу Швеции). В любом случае, Ливонская война не сокрушила российскую мощь, а Литовско-Польское государство не смогло вернуть себе утерянные в начале XVI в. земли.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Звёздным часом для Речи Посполитой стало начало XVII в. – период Смутного времени (1604 – 1618). Ряд польских и литовских магнатов решили поддержать притязания на российский престол двух самозванцев: сначала Лжедмитрия І, а потом – Лжедмитрия ІІ. При этом официально Речь Посполитая длительное время была в стороне от данного конфликта. Тогдашний король Сигизмунд ІІІ (1587 – 1632) сомневался в успехе данной затеи и поэтому не рискнул идти на прямой конфликт с Российским государством. Хотя и надеялся таким образом вернуть утраченные Черниговщину и Смоленщину. И лишь, когда стало окончательно понятно, что затея с самозванцами не имеет никакой перспективы, в 1609 г. Речь Посполитая открыто вступила в войну. Поначалу успех сопутствовал ей. Ослабленная народными волнениями и внутренними междоусобицами, Россия потерпела поражение. В 1610 г. при поддержке группы пропольски настроенных бояр, польско-литовские оккупанты захватили Москву. Сына Сигизмунда ІІІ – королевича Владислава хотели провозгласить русским царём. Таким образом, на протяжении 1610 – 1612 гг. над Российским государством нависла реальная угроза потери своей независимости.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Однако благодаря национально-освободительному подъему русского народа осенью 1612 г. Москва была освобождена, а вслед за ней – ряд других захваченных земель. Однако полностью освободить свои территории ослабленной России не удалось. И царь Фёдор Михайлович был вынужден пойти на болезненные уступки – ради прекращения войны на истощение и получения необходимой для восстановления сил передышки. По условиям Деулинского перемирия 1618 г. Россия теряла Смоленск, Чернигов и прилегающие к ним земли. Это был настоящий триумф Речи Посполитой. А для Москвы делом чести стало получение реванша и возвращения утерянных территорий.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Первая такая попытка была сделана в ходе Смоленской войны 1632 – 1634 гг. Однако России удалось лишь добиться символичных результатов (отказ короля Владислава IV от любых претензий на российский престол). Подлинный успех пришел лишь через 20 лет. Поддержав восставший украинский народ во главе с гетманом Богданом Хмельницким, Россия тем самым сделала важнейшее решение второй половины XVII в. Присоединение Украины к России, согласно решению 1654 г., ознаменовало начало русско-польской войны 1654 – 1667 гг. Этот конфликт отличался большой интенсивностью и переменчивым успехом. Однако победа всё же досталась России. Согласно Андрусовскому перемирию 1667 г. Россия не только возвращала давно утерянные земли, но и закрепила за собой новые территориальные приобретения. Смоленщина, Левобережная Украина и Киев – «мать городов русских», были навсегда утеряны для Речи Посполитой. Россия получила желаемый реванш, и даже сверх этого. А для Польско-Литовского государства это означало окончательную потерю былого могущества и влияния.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Следует отметить, что Андрусовское перемирие имело долговременные последствия, поскольку устанавливало стабильную русско-польскую границу. Причём на многие годы. Граница по Днепру сохранила свою актуальность на сто с лишним лет, вплоть до второго раздела Речи Посполитой в 1793 г.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Начиная с конца 1670-х гг. происходит серьезный разворот в отношениях между Россией и Речью Посполитой: вместо вражды и постоянных попыток реванша до сотрудничества и союзнических отношений. Во многом это объясняется необходимостью объединить усилия для борьбы с могущественной Османской империей. Общий враг сблизил бывших противников, и в 1683 г. вместе с империей Габсбургов и Венецианской республикой они создали «Священную лигу», направленную против турецкой агрессии. Сотрудничество было довольно результативным. Османское вторжение было остановлено у стен Вены, Москва начала войну за выход к побережью Азовского моря, а Польша пережила военно-политический взлёт и укрепила свою государственность. Непосредственно союз Речи Посполитой и России стал возможен благодаря подписанию т.н. «Вечного мира» 1686 г., который в целом подтверждал ранее существующую границу по Днепру, за исключением Киева, который был окончательно закреплён за Россией.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Таким образом, на протяжении XVI – XVII вв. отношения России и Речи Посполитой прошли крайне извилистый путь: от противостояния и вражды до сотрудничества. Дальнейшие события XVIII в. лишь подтвердили, что сохранение стабильного мира в Восточной Европе возможно лишь при условии поддержания дружеских отношений между этими великими государствами.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Источники информации:

https://bigenc.ru/domestic_history/text/3522554

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://goaravetisyan.ru/razvitie-russko-polskih-otnoshenii-v-17-veke-polsha-i-rossiya--/

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://postnauka.ru/video/29992

https://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/RUSSKO-POLSKIE_VONI.html

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://cyberleninka.ru/article/n/polskoe-vliyanie-v-rossii-xvii-veka/viewer

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://gopolsha.com/tag/rossijsko-polskie-otnosheniya/

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 111

Ресурсы к главе

1. Прочитайте отрывок из работы итальянского историка Дж. Прокаччи и ответьте на вопросы

1) В чём автор видит главные заслуги гуманистов? Можете ли вы дополнить автора?

По мнению автора, главной заслугой гуманистов стало ознакомление тогдашних людей с античным наследием. От себя могу также добавить пропаганду среди населения культа человека, а не Бога. Т.е. необходимо было донести окружающим, что в центре внимания любого творчества должен быть именно человек.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2) Каким было отношение гуманистов к Средневековью? Почему?

Гуманисты крайне пренебрежительно относились к Средневековью. Они считали эту эпоху периодом невежества и отсталости.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Определите, какие события отмечены на карте. С какими историческими деятелями они связаны? Какое влияние эти события оказали на развитие европейской истории?

  Добавить текст Вернуть оригинал

На карте изображены следующие события:

Виттенберг, 1517 г. – публикация Мартином Лютером «95 тезисов». Это событие послужило началом Реформации и привело к появлению нового направления в христианстве – протестантизма.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Вена, 1529 г. – первая осада Вены войсками Османской империи. Защитникам города, во главе с императором Фердинандом I Габсбургом, удалось отбить все атаки турок и заставить их уйти. Это означало то, что на время была снята угроза нового вторжения османов вглубь Европы.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Женева, 1537 г. – начало проповедования Жаном Кальвином своего вероучения. Таким образом, появилось новое направление протестантизма – кальвинизм.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Рим, 1540 г. – основание Игнатием Лойолой ордена иезуитов. Это означало усиление процессов Контрреформации.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Тренто, 1545 – 1563 гг. – проведение вселенского католического собора. Была усилена власть папы, и проведено некоторое обновление церкви.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Нант, 1598 г. – король Генрих IV прекратил религиозные войны во Франции. Начало политики веротерпимости во Франции.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. Прочитайте документ и ответьте на вопросы.

1) Определите, к какому сословию принадлежат авторы документа.

На мой взгляд, авторы документа принадлежат к крестьянскому сословию.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2) При каких обстоятельствах этот документ мог быть составлен, в какой стране и в какое время?

Этот документ мог быть составлен благодаря проникновению идей Реформации в широкие народные массы. По всей видимости, он был составлен в Германии в 1520-х гг.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3) Под влиянием каких идей находились авторы документа?

Авторы документа находились под влиянием идей Томаса Мюнцера.

  Добавить текст Вернуть оригинал

4. Используйте приведённые ниже имена исторических деятелей в качестве поисковых запросов в Интернете и определите, под каким номером указан портрет того или иного деятеля.

  Добавить текст Вернуть оригинал

А) Фердинанд I Габсбург – 1;

Б) Генрих IV – 3;

В) Жан Кальвин – 2.

1) С какими городами из задания 2 связаны эти деятели?

Фердинанд I Габсбург был связан с Веной, Генрих IV – с Парижем, Жан Кальвин – с Женевой.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2) Какую роль они сыграли в указанных событиях? Как повлияли на развитие истории и культуры XVI в.?

Фердинанд I Габсбург отстоял Вену во время её осады турками в 1529 г. и тем самым остановил продвижение Османской империи на запад. Это означало сохранение христианской цивилизации в Центральной Европе. Генрих IV прекратил кровавые религиозные войны во Франции, и тем самым способствовал установлению мира и процветания в государстве. Жан Кальвин основал отдельное направление в протестантизме – кальвинизм, которое прямо призывало людей к необходимости обогащаться.

  Добавить текст Вернуть оригинал

5. Прочитайте отрывок из книги Г. Кёнигсбергера «Европа раннего Нового времени. 1500 –1789» и ответьте на вопросы.

1) В чём заключалась главная особенность учения Ж. Кальвина?

Главная особенность учения Ж. Кальвина состояла в том, что, по его мнению, человек являлся изначально грешным перед Богом.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2) Можно ли утверждать, что протестанты отличались веротерпимостью?

Протестанты не отличались веротерпимостью, поскольку считали правильным только свое вероучение, а остальные – ложными.

  Добавить текст Вернуть оригинал

6. Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы.

1) Как вы думаете, почему в этот период появилась профессиональная армия?

Профессиональная армия появилась благодаря усилению королевской власти. Правителям было легче управлять такой армией, а не войском, состоявшим из ненадёжного дворянского ополчения.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2) С какой целью обеспечивалось оперативное взаимодействие между войсками?

Оперативное взаимодействие между войсками обеспечивалось для того, чтобы во время войны согласовывать между собой совместные действия и тем самым наносить максимальный урон противнику.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Глава ІІІ

Англия и Франция в XVII веке:

два пути политического развития

Стр. 115

Главный вопрос главы

Почему в Англии власть короля была ограничена парламентом, а во Франции усилилась до невиданных ранее масштабов?

То, что в Англии власть короля была в конце концов ограничена парламентом, объясняется тем, что в этом государстве произошла революция. И несмотря на реставрацию монархии, дореволюционный порядок уже было невозможно вернуть. Во Франции в XVII в. революции не было, поэтому здесь неизбежно сформировалась абсолютная монархия.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 116

Скачать ответ
Есть ошибка? Сообщи нам!

Решебники по другим предметам