ГДЗ по истории 8 класс Морозов §8

Авторы:
Год:2021
Тип:учебник
Серия:история Нового времени

§8

Культура Просвещения: от барокко к классицизму

Главный вопрос параграфа

Почему произошёл переход от барокко к классицизму?

Переход от барокко к классицизму произошёл из-за нового всплеска интереса европейцев к культурному наследию античности, который произошёл под влиянием идей Просвещения.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 74

Вопросы и задания к иллюстрациям, схемам, картам

Определите, к каким стилям относятся интерьеры, изображённые на фотографиях. Найдите различия между ними.

Интерьер в отеле Субиз фактически выполнен в стиле барокко (рококо можно рассматривать как продолжение традиций барокко). Он характеризуется чрезмерной помпезностью и обилием различных декоративных деталей. В свою очередь будуар королевы Марии-Антуанетты в замке Фонтенбло уже выполнен в стиле классицизма. Здесь отделка выполнена с некоторой простотой, а также отличается симметрией и гармоничностью.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 75

Вопросы и задания к иллюстрациям, схемам, картам

1. Почему в эпоху Просвещения вновь вырос интерес к Античности?

Рост интереса к Античности в эпоху Просвещения был вызван тем, что просветители находили в этой эпохе множество важных сюжетов, которые позже были положены в основу их идей.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Как классицизм и Просвещение связаны друг с другом?

Классицизм стал воплощением взглядов просветителей о том, что всё на земле можно было объяснить при помощи разума, в т.ч. такие понятия как красота, гармоничность и эстетизм. Поэтому им очень импонировали произведения классицизма, выполненные с максимальной простотой, симметричностью и чёткостью.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 76

Вопросы и задания к иллюстрациям, схемам, картам

Произведениями в каком жанре прославился Мольер?

Мольер прославился написанием драматических произведений, т.е. пьес для театральных постановок.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 79

Вопросы и задания к иллюстрациям, схемам, картам

Соберите информацию о сюжетах картин Н. Пуссена и Ж. Л. Давида. Какие признаки позволяют отнести эти картины к классицизму?

  Добавить текст Вернуть оригинал

То, что картины Н. Пуссена и Ж. Л. Давида выполнены в стиле классицизма понятно из-за того, что они основаны на сюжетах античной эпохи (истории Древней Греции и Рима), а также отличаются чёткостью и ясностью сюжета.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 79

Вопросы и задания к пункту параграфа

1. Как классицизм отразился в различных видах искусства?

В драматургии классицизм проявлялся в правиле трёх единств: времени, места и действия (т.е. сюжет пьесы происходил в одном месте, укладывался в одни сутки и был подчинён достижению определённой идеи). Архитектура отличалась строгой организованностью и симметричностью. Для живописи было характерно использование сюжетов античной истории и мифологии, а также уравновешенная композиция и ясность сюжета. Музыка же подчинялась раскрытию внутреннего мира героев.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Чем сентиментализм отличался от классицизма?

Сентиментализм отличался от классицизма тем, что в основе таких произведений лежали чувства и эмоции, а не разум и соблюдение определённых правил.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 79

Вопросы и задания в конце параграфа

1. Рассмотрите иллюстрации в начале параграфа. Как они отражают перемены, происходившие в духовной жизни людей XVIII в.?

  Добавить текст Вернуть оригинал

Указанные иллюстрации отражают то, что на протяжении XVIII в. в духовной жизни людей стиль барокко был постепенно вытеснен классицизмом.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Заполните таблицу.

Деятель культуры Сфера деятельности Основные произведения, памятники культуры
Мольер Драматургия «Тартюф», «Мещанин во дворянстве», «Дон Жуан»
В. А. Моцарт Музыка «Турецкий марш», «Реквием»
Н. Пуссен Живопись «Аркадские пастухи»
Ж. Л. Давид Живопись «Клятва Горациев»

3. В чём заключаются различия между понятиями «классика» и «классицизм»?

Различие между понятиями «классика» и «классицизм» состоит в том, что под «классикой» понимали античное (греко-римское) культурное наследие, а под «классицизмом» – попытку деятелей искусства XVIII в. творить согласно канонам античности и подражать античным авторам.

  Добавить текст Вернуть оригинал

4. Что общего и в чём различия между барокко и классицизмом?

Общим между барокко и классицизмом было то, что эти стили характеризовались чрезвычайной популярностью среди деятелей искусства XVIII в., а их творения можно увидеть практически во всех уголках Европы. Различий было намного больше. Классицизм отличался величием, строгостью и простотой. Барокко же характеризовался излишней пышностью, торжественностью и сложностью форм.

  Добавить текст Вернуть оригинал

5. Кто из философов-просветителей, по-вашему, повлиял на появление сентиментализма? Своё мнение обоснуйте.

Вне всякого сомнения, на появление сентиментализма непосредственно повлияло творчество Жан-Жака Руссо, который в своих произведениях всегда уделял большое внимание детальному описанию внутреннего мира героя, его переживаний, чувств и эмоций.

  Добавить текст Вернуть оригинал

6*. Как вы считаете, законы красоты существуют объективно, сами по себе, и их можно понять и измерить? Или творчество — это сфера свободного духа, не признающего никаких правил? Разделитесь на две группы, организуйте дискуссию по данной теме.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Вообще довольно сложно сказать, существуют ли определённые законы красоты, или творчество не может признавать каких-либо правил. Скорее всего, как это часто бывает, истина находится где-то посередине. В некоторых случаях действительно можно установить определённые правила или требования к произведениям искусства определённого стиля (направления), а его последователи будут соблюдать его. А иногда творческий дух деятеля искусства невозможно загнать в определённые рамки, и он создаёт свои произведения исключительно по собственному усмотрению.

  Добавить текст Вернуть оригинал

7*. Каковы особенности стиля барокко? Подготовьте сообщение (презентацию) на эту тему. Расскажите, как эти особенности проявились в различных видах изобразительного искусства и архитектуры.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Особенностью стиля барокко было создание произведений искусства с излишней помпезностью, подчёркнутой декоративностью и сложностью форм. Деятели искусства, работавшие в данном стиле, чаще всего, отстаивали такие идеи и ценности, как изящество, этикет, вежливость и аристократичность. Для архитектурных сооружений, выполненных в стиле барокко, обязательным было наличие большого количества скульптур, орнаментов, массивных колонн и глубоких тонов золотого, розового и голубого оттенков. Такие принципы украшения использовались как снаружи зданий, так и внутри. Что касается изобразительного искусства, то здесь чётко прослеживаются динамизм композиций, броская цветистость, динамичность, а также незаурядность сюжетов.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Источники информации:

https://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/barokko-chto-ehto-stil-arhitekture-zhivopisi-muzyke.html

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://www.topdom.info/article/catarticle1/articlenews405.php

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://artrecept.com/zhivopis/stili/barokko

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://artchive.ru/encyclopedia/29~Baroque

  Добавить текст Вернуть оригинал

8*. Посмотрите одну из комедий Мольера (в театре или на видео). На примере этой комедии расскажите об особенностях классицизма.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Если взять для примера самую известную комедию Мольера «Мещанин во дворянстве», то здесь все три принципа драматургии классицизма: единство времени, места и действия. События пьесы происходят на протяжении одного дня, в одном и том же месте – доме господина Журдена и подчинены одной цели – высмеивании навязчивого желания вполне успешного парижского буржуа стать дворянином, несмотря на то, что подобные стремления приводят к множеству комичных и нелепых ситуаций.

  Добавить текст Вернуть оригинал

9*. Во Франции XVIII в. вызов классицистической драме бросил П. О. Бомарше. Самые известные его произведения — пьесы «Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро». Посмотрите любую из этих пьес в театре или на видео и объясните, почему эти комедии не соответствуют правилам классицизма.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Если взять, к примеру, знаменитую пьесу Пьера Бомарше «Безумный день или Женитьба Фигаро», то в ней принципы классицизма соблюдены не в полной мере. Хоть действия произведения и происходят в одном месте (в поместье графа Альмавива) и в течении одного дня, однако здесь отсутствует ключевой элемент – единство действия, поскольку в наличии немало второстепенных сюжетных линий, и главное – отсутствует глобальная идея пьесы, а акцент сделан на чувствах и переживаниях главных героев, что делает данное произведение схожим на творения сентиментализма.

  Добавить текст Вернуть оригинал

10*. Проведите виртуальную экскурсию по одному из крупных европейских городов, сделав акцент на памятники, которые выполнены в стиле классицизма.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Говоря о Париже, мы чаще всего представляем себе высокую и элегантную Эйфелеву башню или неисчислимые красоты и богатства бывшего королевского дворца Лувра. Однако, если мысленно перенестись в XVIII в., то перед нами предстанет несколько другая картина. В эту эпоху в архитектуре господствовал стиль классицизма, основанный на принципах и идеалах античной эпохи. Наследие древних греков и римлян не давало покоя многим талантливым зодчим, жившим 250-300 лет назад. Возведенные французскими архитекторами общественные и дворцовые сооружения, городские ансамбли, дворцово-парковые комплексы проникнуты духом торжественной парадности; их пространственное решение отличается ясной логикой, фасады – спокойной гармонией композиционного построения и соразмерностью частей, архитектурные формы – простотой и строгостью.

  Добавить текст Вернуть оригинал

В первую очередь вам нужно обратить внимание на дворец Пале-Рояль, построенный ещё в 1629 г., но кардинально перестроенный архитектором Жаком Лемерсье в 1730-х гг. Он служил резиденцией дома герцогов Орлеанских – младшей ветви династии Бурбонов, т.е. ближайших родственников короля. Архитектурный ансамбль характеризуется созданием максимального уюта: стройные колонны удачно сочетаются с крытыми галереями и небольшими террасами. Жемчужиной данного дворца является небольшой сад с редкими растениями

  Добавить текст Вернуть оригинал

В стиле классицизма выполнен ансамбль площади Согласия (в те годы – площади Людовика XV). Она находится на правом берегу Сены, между Елисейскими полями и садом Тюильри. Площадь имеет форму (восьмигранника), окружённого балюстрадой со статуями по углам. Обращённые к площади фасады зданий расположены строго симметрично. При этом, их первые этажи оформлены аркадами и рустовкой.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Однако наиболее выдающимся памятником архитектуры классицизма, вне всякого сомнения, является Версальский дворец – один из крупнейших и известнейших дворцово-парковых комплексов во всём мире. Его главными шедеврами являются Большой дворец и парк, спроектированный Андре Ленотром. Они отличаются чёткими геометрическими линиями. Каждая крупная аллея завершается водоёмом: главная лестница от террасы Большого дворца ведёт к фонтану Латоны; в конце Королевской аллеи располагаются фонтан Аполлона и канал. Парк ориентирован по оси «запад – восток», поэтому, когда восходит солнце и его лучи отражаются в воде, возникает удивительно красивая и живописная игра света. Следует отметить, что планировка парка связана с архитектурой – аллеи воспринимаются как продолжение залов дворца. В целом, несмотря на прошедшие 300 лет, идеально ухоженные сады, фонтаны с изящной игрой водных струй и подсветкой, а также хорошо сохранившиеся конструктивные элементы зданий – все это воссоздает дух эпохи французского классицизма.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Источники информации:

http://frenchtrip.ru/france-info/frantsuzskaya-arhitektura/frantsuzskaya-arhitektura-gid-po-stilyam/

  Добавить текст Вернуть оригинал

http://www.mir-arxitiktyri.ru/evropeyskie-stili/klassitsizm-vo-frantsii/

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://build.rin.ru/cgi-bin/arch/arch_sub_sel.pl?id=66&id_razd=2&id_elem=19&page=

  Добавить текст Вернуть оригинал

11*. Подготовьте презентацию (сообщение) об одном из деятелей европейской культуры XVIII в. (по своему выбору).

Самым выдающимся представителем музыки в эпоху классицизма был гениальный австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт (1756 – 1791). Он родился в семье придворного скрипача и поэтому смог воплотить свой талант. С раннего детства проявлял тягу к музыке. В возрасте 5 лет уже самостоятельно создавал небольшие произведения. А уже в 16 лет Моцарт стал самым молодым членом Болонской филармонической академии.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Большую часть жизни он жил и работал в Вене, поэтому его относят к т.н. Венской классической школе. В отличие от большинства композиторов, творчество которых чаще всего связано с определённым жанром или формой музыки, Моцарт успешно работал во всех направлениях. Оперы, сонаты, симфонии, концерты, серенады и даже заупокойные мессы – всего около 600 музыкальных произведений (точное количество до сих пор является предметом многочисленных споров специалистов данной сферы). Самыми известными из них являются «Турецкий марш», «Реквием», «Волшебная флейта», «Свадьба Фигаро», «Притворная простушка», «Обманутый жених», «Дон Жуан» и др. Кроме того, Моцарт прославился как виртуозный исполнитель. Он прекрасно играл на всех клавишных инструментах: клавесине, пианино, рояле, органе. Однако его любимым инструментом всегда было фортепиано.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Немало мифов и домыслов окутывает внезапную смерть Моцарта в самом расцвете сил и на вершине творчества. В качестве причин кончины рассматривают как естественные причины (тиф, бронхит, пневмонию), так и врачебную ошибку. Но всё же наиболее известной является версия об отравлении. Часто даже называют имя предполагаемого убийцы – итальянского композитора Антонио Сальери, который якобы отравил Моцарта из-за чувства глубокой зависти. Именно это предположение легло в основу знаменитой трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери».

  Добавить текст Вернуть оригинал

Источники информации:

https://www.mozart.co.at/w-a-mozart-ru.php

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://www.belcanto.ru/mozart.html

https://soundtimes.ru/muzykalnaya-shkatulka/velikie-kompozitory/volfgang-amadej-motsart

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://obrazovaka.ru/alpha/m/mocart-volfgang-amadej-mozart-wolfgang-amadeus#sub3

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 80

Изучаем документ

Прочитайте документ и ответьте на вопросы.

1) Как автор противопоставляет классицизм и рококо?

Автор противопоставляет классицизм и рококо, делая акцент на том, что первый стиль основан на художественных и исторических источниках Древней Греции и Древнего Рима, а второй – нет.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2) Какие черты Античности использовали художники классицизма в своих работах?

Художники классицизма в своих работах использовали такие черты Античности, как мужество и самопожертвование.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 80

Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа

Почему произошёл переход от барокко к классицизму?

Переход от барокко к классицизму в XVIII в. произошёл из-за повышенного интереса европейцев к наследию античной культуры, которому в свою очередь существенно способствовали идеи просветителей.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 81

Вопросы и задания к главе

1. Составьте тесты на соотнесение философов Просвещения и особенностей их учений (в левом столбце укажите не менее четырёх философов, в правом — не менее пяти особенностей).

  Добавить текст Вернуть оригинал
Философы Особенности их учений
Монтескьё Выступал за разделение власти на три ветви
Вольтер Жёстко критиковал церковь, но при этом признавал необходимость существования религии
Дидро Стремился обобщить и систематизировать все знания, накопленные человечеством
Руссо Главная сфера интересов – воспитание личности человека
Занимался исследованием причин войн и революций

2. Составьте тесты на соотнесение правителей или политических деятелей и их действий (в левом столбце укажите не менее четырёх правителей, в правом — не менее пяти действий).

  Добавить текст Вернуть оригинал
Правители (политические деятели) Действия правителей
Фридрих ІІ Великий Принял активное участие в Семилетней войне
Иосиф ІІ Отменил крепостное право для крестьян
Карл ІІІ Запретил деятельность в стране ордена иезуитов
Густав ІІІ Восстановил абсолютистскую форму правления
Отменил деление общества на сословия

3. Определите авторство отрывков, обоснуйте своё мнение.

А. – Шарль-Луи Монтескьё, который является автором теории о разделении государственной власти на три независимые ветви.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Б. – Никола Буало, сформулировавший три принципа классицизма в драматургии.

  Добавить текст Вернуть оригинал

В. – Адам Смит, считающий труд важнейшим условием богатства нации.

  Добавить текст Вернуть оригинал

4. Подготовьте развёрнутый ответ по теме «Просвещённый абсолютизм». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать тему.

  Добавить текст Вернуть оригинал

1) Понятие «просвещённого абсолютизма».

2) Характерные признаки «просвещённого абсолютизма».

  Добавить текст Вернуть оригинал

3) Последствия «просвещённого абсолютизма».

  Добавить текст Вернуть оригинал

«Просвещённым абсолютизмом» называют политику, проводимую европейскими правителями во второй половине XVIII в., которая была направлена на реформирование определённых сфер жизни государства и общества в соответствии с определёнными идеями Просвещения. Инициаторами таких преобразований, чаще всего, являлись сами монархи (поэтому и название – «просвещённый абсолютизм»). Реже – представители дворянской аристократии, занимающие высшие государственные должности. В Пруссии таким монархом-«просветителем» был Фридрих ІІ Великий (1740 – 1786), в Австрии – Мария-Терезия (1740 – 1780) и Иосиф ІІ (1780 – 1790), в России – Екатерина ІІ (1762 – 1796), в Швеции – Густав ІІІ (1771 – 1792), в Испании – Карл ІІІ (1759 – 1788), в Португалии – маркиз де Помбал (правил в 1750 – 1777 гг.).

  Добавить текст Вернуть оригинал

В каждом государстве проводимые реформы имели свою специфику и имели целью решить собственные, внутренние проблемы. Однако во всех странах было совершено укрепление государственной власти, упорядочивание законодательства и правосудия, смягчение или отмена цензуры, улучшение положения крестьянского сословия, а также покровительство образованию, науке и искусству. Особенное отношение у «просвещённых монархов» было к церкви, в которой видели опасного соперника государственной власти, а также препятствием для развития страны. Поэтому в Австрии большинство монастырей были закрыты, а в Испании и Португалии прекратил свою деятельность орден иезуитов.

  Добавить текст Вернуть оригинал

«Просвещённый абсолютизм» способствовал развитию государств и росту благосостояния его населения. Однако проведённые реформы были, в основном, поверхностными и решали лишь небольшое количество проблем. Кроме того, «просвещённый абсолютизм» практически не затрагивал государственное устройство. Абсолютная монархия в этих странах так и осталась абсолютной. А это значит, что политика государства полностью зависела от воли и прихоти одного единственного человека.

  Добавить текст Вернуть оригинал

5. Напишите небольшое сочинение, используя в историческом значении все предложенные ниже слова и словосочетания:

а) Античность; б) Просвещение; в) классицизм; г) вид искусства; д) памятник культуры.

Идеи Просвещения оказали значительное влияние на культуру XVIII в. На смену барокко пришел классицизм, который основывался на традициях античности. Новый стиль постепенно охватил все виды искусства: музыку, живопись, литературу. Но наиболее известными памятниками культуры, выполненными в стиле классицизма, являются архитектурные сооружения.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 82

Главный вопрос главы

Почему философы стали «властителями дум» Европы?

Философы стали «властителями дум» Европы, потому что они выдвигали различные прогрессивные идеи по поводу улучшения существующего общественного порядка и государственного устройства.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 82

Темы проектов

1. Повседневная жизнь людей эпохи Просвещения: вкусы, мода, досуг.

XVIII в. стал отражением не только перемен, которые происходили в обществе, но также и более заметных злободневных вещей – быта и моды населения Европы. Дома знати и зажиточных горожан начали строиться с учётом возросших требований комфорта повседневной жизни. Традиционное расположение комнат анфиладой (одна за другой) постепенно вытеснялось коридорной системой планировки. Теперь в каждую комнату можно было войти, не проходя через остальные, что позволяло обрести покой и уединение. Кроме того, существенно расширился ассортимент мебели. Появились комоды, столики, письменные столы, диваны, кушетки. Благодаря большим застеклённым окнам комнаты стали светлее, а воздух в них – свежее. Но до полного комфорта ещё было далеко. В домах не всегда имелись уборные, ванные комнаты. Привычными обитателями человеческого жилья (и лачуг бедняков, и особняков аристократов) были насекомые: блохи, вши и клопы. Что касается крестьянских жилищ, то их устройство почти не менялось веками – оно редко делилось на комнаты, как правило, все члены семьи жили в общем помещении со скудной обстановкой и практически полным отсутствием элементарной мебели.

  Добавить текст Вернуть оригинал

На протяжении XVIII в. вкусы европейцев в одежде неоднократно менялись. Это касается, прежде всего, нарядов знати, так как костюмы простолюдинов в разных странах сильно отличались. Мужчины из дворянского и буржуазного сословия носили белоснежные рубашки из тонкого полотна с пышными кружевными манжетами и разрезом, спереди украшенным оборками и кружевами. Затем надевали камзол или жилет, который застёгивался до середины груди. Поверх камзола носили кафтан нараспашку с полами до колен. На ноги надевались белые шёлковые чулки, а поверх них – кюлоты (узкие штаны до колен). Лицо мужчины гладко брили. Волосы на голове завивали в локоны или гладко зачёсывали назад, перехватывая их чёрной лентой или забирая в мешочек чёрного цвета. Волосы пудрили, некоторые коротко стриглись и носили напудренные парики.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Женщины из знатного сословия носили длинные широкие платья. При этом талия стягивалась корсетом, а юбка лежала на каркасе из китового уса или ивовых прутьев. К концу XVIII в. жёсткие каркасы вышли из моды, и платья стали напоминать античные одеяния, ниспадающие мягкими складками. Большим разнообразием отличались женские причёски, которые в середине столетия были весьма сложными, а к началу XIX в. значительно упростились.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Главным развлечением знати была охота, а также азартные игры. Чаще всего играли в разнообразные карточные игры, а во второй половине XVIII в. стала популярной рулетка. Практически по всей Европе был распространен бильярд (особенно среди офицеров) и крикет. Образованная публика предпочитала играть в шахматы, а простонародье – в шашки, нарды и кости.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Источники информации:

https://ru.calameo.com/books/00105994050d07c147956

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://lifehacker.ru/special/pik/article/18/

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://prezi.com/xobfwy8waqba/18/

https://arzamas.academy/materials/664

2. Европейские монархи и просветители.

Проблема взаимоотношений наиболее выдающихся деятелей Просвещения и монархов является предметом детальных исследований уже не одно столетие. И дело не столько в том, что философы давали советы королям и императорам, а в том, насколько правители прислушивались к этим советам. Насколько они были искренни в своём стремлении изменить возглавляемое ими государство и общество.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Хрестоматийным можно назвать пример самого авторитетного мыслителя Просвещения – Вольтера (1694 – 1778). Общеизвестным является тот факт, что он состоял в переписке с двумя «просвещёнными монархами»: прусским королём Фридрихом ІІ Великим и российской императрицей Екатериной II Великой. А с Фридрихом Великим вообще был знаком лично и даже жил у него некоторое время в качестве почётного гостя. В своих письмах он призывал их проводить разумные реформы, направленные на искоренение существующих пороков и недостатков в государстве. Среди наиболее прогрессивных предложений можно назвать необходимость ликвидировать крепостную зависимость крестьянства, принять новую законодательную базу, ввести единое для всех сословий судопроизводство, отменить цензурные ограничения и уменьшить влияние церкви на общественные и государственные процессы.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Призывы Вольтера несли в себе вполне рациональное зерно. Действительно, в XVIII в. всякому разумному и здравомыслящему человеку стало понятно, что жить и править как в прежние столетия уже просто невозможно. Нужно было адаптировать существующую систему под требования того времени, в интересах государства и широких народных масс. Однако даже самые «просвещённые монархи», в первую очередь, исходили из личных взглядов и амбиций самого, а также из интересов привилегированных сословий, которые служили главной опорой монархии. Поэтому и неудивительно, что многие стремления Вольтера, в конце концов, были проигнорированы. Ни Фридрих ІІ, ни Екатерина ІІ, несмотря на своё искреннее уважение к философу, так и не рискнули начать радикальные реформы и провели лишь незначительные, косметические изменения существующих порядков.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Источники информации:

https://un-sci.com/ru/2021/11/21/volter-1694-1778-i-volteryanczy/amp/

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://biography.wikireading.ru/arBCfKyDpM

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://ru.citaty.net/tsitaty/634254-volter-monarkhiia-luchshii-iz-khudshikh-vidov-pravleniia/

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://diletant.media/articles/27645692/

  Добавить текст Вернуть оригинал

http://lit-prosv.niv.ru/lit-prosv/articles-fra/cvetkov-volter-i-fridrih-ii.htm

  Добавить текст Вернуть оригинал

http://rushist.com/index.php/philosophical-articles/2731-volter-i-prosveshchennyj-absolyutizm

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. Педагогические взгляды просветителей.

Идеи Просвещения коснулись очень многих областей научного знания. Не осталась в стороне и педагогика, которая в XVIII в. приобрела характер отдельной науки. Наибольшее внимание вопросу воспитания подрастающего поколения уделял Жан-Жак Руссо (1712 – 1778). В 1762 г. он издал свой роман-трактат «Эмиль, или О воспитании», где подверг уничтожающей критике воспитание, осуществляемое в тогдашнем обществе, и начертал план формирования нового человека. Основу его педагогических взглядов составляет теория естественного воспитания, которая тесно связана с его социальными взглядами, с его учением о естественном праве. Руссо утверждал, что человек рождается совершенным, но существующие общественные условия, воспитание и морально-религиозные установки уродуют природу ребенка. По его мнению, воспитание будет содействовать его развитию только в том случае, если приобретет естественный, природосообразный характер.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Как писал Руссо, в воспитании одновременно принимают участие три фактора: природа, люди и вещи. При этом он сознательно идеализировал природу ребенка и считал необходимым позаботиться о создании условий, в которых все присущие ему от рождения задатки могли бы беспрепятственно развиваться. По его мнению, настоящий педагог не должен навязывать ребенку свои взгляды и убеждения, готовые нравственные правила, а должен предоставлять ему возможность расти и развиваться свободно, сообразно его природе и по возможности устранять все то, что этому может помешать.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Ещё одной заслугой Руссо стала разработанная им возрастная периодизация, основанная на характерных признаках, свойственных детской природе на различных ступенях естественного развития. Так, им было выделено четыре возрастных периода в жизни ребенка:

  Добавить текст Вернуть оригинал

1) от рождения до 2 лет, до появления речи. В этот период преимущественное внимание Руссо считал необходимым уделять физическому воспитанию ребенка.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2) от 2 до 12 лет – т.н. «сон разума». Полагая, что в этот период ребенок еще не способен к отвлеченному мышлению, Руссо предлагал главным образом развивать его внешние чувства.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3) от 12 до 15 лет. В этом возрасте, по мнению просветителя, основное внимание нужно уделять умственному и трудовому воспитанию.

  Добавить текст Вернуть оригинал

4) от 15 лет до совершеннолетия – «период бурь и страстей». В это время на первый план должно быть выдвинуто нравственное воспитание человека.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Значительное внимание вопросу воспитания ребёнка уделял также великий энциклопедист Дени Дидро (1713 – 1784). Он призывал в процессе воспитания учитывать его анатомо-физиологические особенности, а также социальные условия, в которых происходит становление личности. Дидро наметил новые принципы организации просвещения: всеобщность и бесплатность обучения, его бессословность, светскость. Высказал соображения о содержании учебного плана школы с учетом взаимосвязи и взаимозависимости наук. Он призывал ученых к составлению научно обоснованных учебников, предлагал дифференцированно подходить к обучению, поощрять способных учащихся. Особое внимание Дидро уделял подбору учителей, обладающих всеми необходимыми, по его мнению, качествами. К этим качествам он относил, прежде всего, глубокое знание предмета, честность, отзывчивость и любовь к детям.

  Добавить текст Вернуть оригинал

По его мнению, лишь путём воспитания возможно развить хорошие природные задатки и заглушить дурные, но лишь в том случае, если воспитание будет учитывать физическую организацию человека и его природные особенности. Дидро считал, что хорошие природные задатки имеются отнюдь не только у избранных; он, напротив, доказывал, что народ значительно чаще является носителем талантов, чем представители знати. Поэтому Дидро, как и Руссо, решительно критиковал французскую сословную систему воспитания, подчеркивая, что начальные школы, находящиеся в руках духовенства, пренебрегают воспитанием детей из народа, а привилегированные учебные заведения воспитывают только отвращение к наукам и делают ничтожные результаты.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Порочный общественный строй, по мнению Дидро, лишает детей из народа хорошего воспитания и образования и является причиной гибели многих скрытых талантов. Великий просветитель ратовал за всеобщее, бесплатное начальное обучение «от первого министра до последнего крестьянина», за то, чтобы каждый умел читать, писать и считать. Он предлагал изъять школы из ведения церкви и передать их в руки государства, которому надлежит позаботиться о доступности школы, организовать материальную помощь детям бедняков, бесплатное питание и т. д. Протестуя против сословной организации образования, Дидро писал, что двери школ должны быть «одинаково открыты для всех детей народа... потому что было бы столь же жестоким, сколь и нелепым обрекать на невежество людей, занимающих низшее положение в обществе». Дидро восставал против засилия в школах классического образования и на первый план выдвигал реальные знания; в средней школе, считал он, все учащиеся должны изучать математику, физику и естественные науки, а также гуманитарные предметы. Уделяя большое внимание педагогу, Дидро требовал, чтобы он глубоко знал предмет, который преподает, был скромным, честным и обладал другими высокими нравственными качествами. Он предлагал создать учителю хорошие материальные условия, позаботиться о нем в случае болезни и инвалидности.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Ещё одним носителем прогрессивных педагогических идей был философ-просветитель Клод Адриан Гельвеций (1715 – 1771). Основополагающим сочинением стал труд «О человеке, его умственных способностях и его воспитании» (1773 г.). Гельвеций утверждал, что все представления и понятия у человека образуются исключительно на основе чувственных восприятий. Большое значение он придавал формированию человека под влиянием общественной среды. На простых жизненных примерах он доказывал, что феодально-абсолютистский строй (а в особенности – католическая церковь) калечит людей с детства и прививает подрастающему поколению лживые и порочные идеалы. Гельвеций считал необходимым сформулировать единую цель воспитания для всех граждан, которая должна состоять в стремлении к благу всего общества, к наибольшему удовольствию и счастью наибольшего количества граждан.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Утверждая всемогущество воспитания он, однако, отрицал индивидуальные различия в детях. Будучи атеистов по своим убеждениям требовал, чтобы общественное воспитание было вырвано из рук духовенства и сделано безусловно светским. Он предлагал покончить с засилием латыни в школах и вооружить учащихся реальными знаниями: они должны основательно изучать естественнонаучные предметы, родной язык, историю, мораль, политику, поэзию. Резко осуждая схоластические методы обучения в монастырских школах, Гельвеций требовал, чтобы обучение было наглядным и строилось по возможности на личном опыте ребенка; учебный материал, считал он, должен стать простым и понятным учащимся. Он признавал право всех людей на образование, считал, что девочки должны получать равное с мальчиками образование. Гельвеций считал, что все люди с нормальной физической организацией обладают от природы равными способностями и возможностями к развитию. Он решительно отвергал реакционные мнения о неравенстве умственного развития людей, обусловленном их социальным происхождением, расовой или национальной принадлежностью. На самом деле, заявлял он, причина неравенства коренится в социальных условиях, не позволяющих большинству людей получить правильное воспитание, развить свои способности. Гельвеций убедительно доказывал преимущества общественного воспитания перед семейным. Только в светских школах, находящихся в руках государства, утверждал он, можно обеспечить должный подбор учителей, приучить детей, к соблюдению твердого порядка, воспитать подлинных патриотов. Справедливо настаивая на том, чтобы педагогами были люди просвещенные, он считал необходимым улучшить их материальное положение, окружить их всеобщим уважением. Понимание Гельвецием содержания морали, а, следовательно, и нравственного воспитания отражало, как и все его учение, интересы революционной буржуазии. Ребенок, по его мнению, не рождается добрым или злым, его делают тем или другим общественная среда и воспитание. Гельвеций также высказывал предположение, что все дети в равной мере способны к образованию, так как они рождаются с одинаковыми духовными способностями. Он считал, что человек формируется только под влиянием среды и воспитания. При этом понятие «воспитание» он трактовал очень широко. Под воспитанием Гельвеций «понимает не только воспитание в обычном смысле этого слова, но и совокупность всех условий жизни индивидуума...». Подводя итоги, он прямо заявлял, что в первую очередь необходимо широкое перевоспитание народа. И лишь в случае просвещения широких народных масс постепенно будет сформирован человек нового типа – критически мыслящий, а также свободный от каких-либо предрассудков.

  Добавить текст Вернуть оригинал

В целом, педагогические идеи философов-просветителей имели колоссальное прогрессивное значение и оказали большое влияние на последующее развитие педагогической мысли. Они подвергли сокрушительной критике отживающую систему воспитания феодального общества, подавляющую личность ребенка: сословные ограничения в области образования, словесное обучение, догматизм и зубрежку, палочную дисциплину, телесные наказания. Поэтому выражая взгляды передовых людей своего времени, просветители выступали со страстным призывом освободить человека от этого гнета, защитить права детства, призывали с любовью относиться к ребенку, внимательно изучать его возрастные и индивидуальные особенности, считаться с его потребностями. Они подчеркивали необходимость воспитывать органы чувств детей, развивать их наблюдательность, стимулировать развитие у детей самостоятельного мышления и творческих сил. Немаловажное значение также имели пожелания придать образованию реальный характер, связать его с жизнью, развивать в процессе обучения активность и самодеятельность детей, подготавливать их к труду как общественной обязанности каждого гражданина.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Источники информации:

https://studfile.net/preview/8878938/page:8/

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://students-library.com/library/read/95851-pedagogiceskie-idei-francuzskih-prosvetitelej-xix-v-didro-gelvecij

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://zdamsam.ru/a69885.html

https://mydocx.ru/5-78016.html

https://studopedia.info/10-21263.html

https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-idei-rossiyskih-prosvetiteley-vtoroy-poloviny-xviii-veka-o-vospitanii/viewer

  Добавить текст Вернуть оригинал

4. Русские просветители XVIIІ в. (Н. Новиков, А. Радищев, П. Батурин и др.).

Не миновали прогрессивные идеи Просвещения и российскую общественную мысль. Примечательным является тот факт, что старт данных процессов связан с деятельностью Екатерины II, которая в первое десятилетие правления всячески содействовала выходу журналов, и даже выступала в роли неофициального редактора одного из них. Он назывался «Всякая всячина». На его страницах критиковались человеческие пороки: жадность, лень, зависть и др. Сатира в обличительном духе, тем более по отношению к отрицательным явлениям в обществе, не поощрялась. Но всё же императрица надеялась, что критика некоторых нездоровых явлений поможет распространению добрых нравов в духе идей Просвещения. Другими популярными журналами, в которых обсуждались некоторые идеи европейских просветителей, были: «Адская почта», «Почта духов», «И то и сё», «Ни то и ни сё».

  Добавить текст Вернуть оригинал

Но не все журналисты последовали этому примеру. Появились издания, где остро ставились и общественно значимые проблемы, и в первую очередь вопрос о статусе российских крестьян и крепостном праве. Наиболее ярко проявил себя на этом поприще Николай Иванович Новиков (1744 – 1818), которого смело можно назвать первым русским просветителем. Он принадлежал к старинной дворянской фамилии, учился в гимназии при Московском университете. Новиков постоянно интересовался вопросами общественно-политической жизни, участвовал в работе Уложенной комиссии в качестве секретаря. В этой должности он смог глубже узнать ситуацию в Российской империи, настроения различных сословий общества. Это привело его к журналистской деятельности. В 1769 г. Новиков начал издавать свой первый журнал «Трутень». Уже в эпиграфе к журналу «Они работают, а вы их хлеб ядите» он обозначил главную проблему: положение крепостных крестьян и отношение к ним помещиков. На страницах журнала Н.И. Новиков стремился отразить злободневные проблемы крепостной деревни.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Обличение крепостнических нравов не понравилось Екатерине II. Порицания «Трутню» появились на страницах «Всякой всячины». Новиков отвечал ей в своём журнале. Так возникла первая в истории России журнальная полемика. Тем не менее «Трутень» был закрыт, не просуществовав и года. Но Н.И. Новиков на этом не остановился. Спустя два года он начал издание журнала «Живописец», где тема крепостничества зазвучала ещё более остро. «Живописец» также был закрыт. После этого Николай Иванович переехал в Москву, где возглавил типографию Московского университета. Он продолжил журналистскую деятельность, редактировал и издавал газету «Московские ведомости», основал первый в России детский журнал «Детское чтение» и журнал для женщин «Модное ежемесячное издание». Но его главной целью как издателя стала реализация грандиозной просветительской программы. Им были изданы десятки книг ведущих российских и зарубежных авторов: А.П. Сумарокова, Д.И. Фонвизина, Вольтера, Дж. Свифта, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо и многих других. Одновременно он стал одним из авторитетных деятелей масонских организаций в Москве.

  Добавить текст Вернуть оригинал

В начале 90-х гг. XVIII в., в ответ на революционные события во Франции, российские власти начали кампанию жестких гонений против просветителей и против либеральной общественности вообще. Одним из первых под каток репрессий попал Н.И. Новиков. В 1792 г. он был арестован, без суда, на основании одного только указа Екатерины II и заключён в Шлиссельбургскую крепость на 15 лет.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Настоящим титаном российского Просвещения являлся Александр Николаевич Радищев (1749 – 1802). Он происходил из среднепоместных дворян. Отец Радищева управлял своим имением в Поволжье и благодаря рачительному хозяйствованию заслужил признательность и уважение крестьян. Александр Николаевич получил образование в Санкт-Петербурге в Пажеском корпусе, а затем за границей, в Лейпцигском университете. По возвращении в Россию он по­ступил на государственную службу, дослужившись до управляющего Петербургской таможней. Не оставляя службы, он занялся литературной деятельностью, написал несколько сочинений в духе идей Просвещения, где выразил критическое отношение к самодержавию как форме государственного устройства.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Подобные настроения, а также переживания о судьбе крепостных крестьян побудили Радищева к созданию своей знаменитой книги «Путешествие из Петербурга в Москву», которая была опубликована в 1790 г. Она написана в жанре путешествия от лица автора. Главы книги названы по почтовым станциям от одной столицы до другой. Это дало возможность автору передать свои впечатления, переживания, идеи, возникавшие от непосредственного знакомства с жизнью страны, через просторы которой лежал его путь. В своей книге Радищев с негодованием пишет о страданиях крепост­ных крестьян. Так, непосильная барщина ведёт к нищете крестьян, и их хлеб только на четверть состоит из муки, а на три четверти из мякины (то есть из отходов, образующихся при молотьбе). Описывается продажа крестьян с торгов, в том числе раздельно членов одной семьи. Рассказывается и о том, как доведённые до отчаяния крестьяне убивают своего тирана-помещика. При этом автор оправдывает крестьян. И прямо призывает к восстанию.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Радищев наиболее остро поставил вопрос о положении крепостных крестьян. И в то же время он же одним из первых осмыслил будущую реформу по отмене крепостного права, осуществлённую более чем через полвека. В самой книге приводится т.н. «Проект в будущем». Он содержит программу постепенной отмены крепостного права. Начинать следует с освобождения дворовых, далее нужно предоставить крепостным крестьянам право собственности на землю, далее – возможность получать свободу за выкуп.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Реакция властей на выход «Путешествия из Петербурга в Москву» была молниеносной. Екатерина II, прочитав книгу Радищева, заявила, что он «бунтовщик хуже Пугачёва». Автор был взят под стражу, и ему угрожала смертная казнь. Но в итоге он был бессрочно сослан в Сибирь. Несмотря на амнистию, объявленную Павлом I в 1796 г., жил под домашним арестом, в своём имении. В конце концов, Радищев покончил с собой, приняв яд.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Менее известным российским просветителем является Пафнутий Сергеевич Батурин (1740 – 1803). Выходец из обедневшего дворянского рода, поэтому был вынужден пойти на военную службу. Принимал участие в Семилетней войне и русско-турецкой войне 1787 – 1791 гг. Некоторое время путешествовал по Европе, которая произвела на него неизгладимое впечатление. Батурин восхищался идеями Вольтера и Ж.-Ж. Руссо, видя причины всех проблем России в невежестве и малообразованности широких народных масс. Уже в зрелом возрасте занялся литературным творчеством и общественной деятельностью. Главным творением его жизни стал трактат «Исследование книги о заблуждениях и истине», изданный в Туле в 1790 г. В ней он подверг критике сочинение французского мистика Луи де Сен-Мартена «О заблуждениях и истине, или Воззвание человеческого рода ко всеобщему началу знаний». Батурин не просто высказывал своё недовольство прочитанным, но и выдвигал собственные взгляды, в частности отстаивал верховенство законов над органами государственной власти и утверждал, что все жители страны, вне зависимости от социального происхождения, должны иметь равные права и возможности.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Таким образом, центральной темой для всех российских просветителей была проблема крепостничества. Наиболее последовательным в данном вопросе был А.Н. Радищев, поскольку свобода была для него главной ценностью. Путём острой сатиры он фактически критиковал не только общественное, но и государственное устройство тогдашней России. При этом автор не ограничился обличением крепостничества и злоупотреблений среди чиновников, но и по выражал идею о праве народа свергнуть и казнить тирана, узурпировавшего власть. В то же время в революции Радищев видел лишь крайнее средство борьбы с тиранией и вряд ли желанную цель, к которой следует стремиться. Не зря А.С. Пушкин в одном из вариантов своего стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» написал: «…вослед Радищеву восславил я свободу».

  Добавить текст Вернуть оригинал

Источники информации:

https://studme.org/104866/kulturologiya/rossiyskie_prosvetiteli_xviii_nachala_deyatelnost_idei

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://fil.wikireading.ru/amp9675

https://studfile.net/preview/4112280/page:130/

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 82

Ресурсы к главе

1. Определите, кого изгоняют на картине. В какой стране это могло произойти? Почему?

На картине изгоняют членов ордена иезуитов. Это произошло в Испании и Португалии. Причиной было то, что «просвещённые монархи» враждебно относились к иезуитам, считали их агентами папы римского и препятствием на пути проводимых прогрессивных реформ.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Прочитайте отрывок из книги М. Уоллера «Лондон. 1700 год» и ответьте на вопросы.

1) Почему кофейни обрели такую популярность в XVIII в.?

Популярность кофеен в XVIII в. можно объяснить, как популярностью самого напитка, так и тем, что они выполняли роль места, где часто собирались люди, чтобы обсудить новости или обменяться своими идеями.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2) Почему данная форма досуга распространилась именно в государстве, являющемся парламентской монархией?

Поскольку Великобритания являлась парламентской монархией, то в британском обществе было принято в открытую обсуждать политические новости и собственные идеи.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3) Как вы думаете, какое влияние оказал феномен кофейни на формирование общественного мнения?

Думаю, что феномен кофейни оказал значительное влияние на формирование общественного мнения. Поскольку немногие могли быть избраны в парламент и донести свои мысли в его стенах, поэтому образованная британская публика высказывала своё мнение в кофейнях, тем самым, постепенно формируя общественное мнение.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. Прочитайте отрывок из работы современных исследователей и ответьте на вопросы.

1) Что такое энциклопедия вообще, «Энциклопедия» в частности? Почему она была столь популярна у современников?

Энциклопедия – это большой справочник, в котором научные статьи расположены в алфавитном порядке. «Энциклопедия» Дени Дидро представляла собой систематизированный свод знаний и научных открытий по состоянию на середину XVIII в. Она пользовалась популярностью у современников, потому что благодаря её использованию не нужно было самостоятельно искать определённую информацию в библиотеках. Все основные сведения о том или ином предмете или явлении были собраны в одну книгу.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2) Как вы думаете, почему «Энциклопедия» стала одним из символов эпохи Просвещения?

«Энциклопедия» стала одним из символов эпохи Просвещения, поскольку она непосредственно выполняла главную цель философов-просветителей – предоставляла людям необходимую информацию, основанную на научных знаниях, а не на религиозных предрассудках или догматических воззрениях церкви.

  Добавить текст Вернуть оригинал

4. Прочитайте фрагмент работы исследователя Д. Смита «Работа над диким камнем: Масонский орден и русское общество в XVIII в.» и ответьте на вопросы.

  Добавить текст Вернуть оригинал

1) Почему масонство зародилось именно среди каменщиков?

Масонство зародилось именно среди каменщиков, потому что люди этой профессии были вынуждены часто путешествовать и объединяться в организации – ложи.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2) Как масонство видоизменилось в Англии?

В Англии масонство видоизменилось в том, что его последователями стали исключительно дворяне.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3) Какую роль в становлении масонства сыграли идеи Просвещения?

Масоны однозначно поддерживали идеи Просвещения о вере в разум человека, поскольку они полностью соответствовали их воззрениям о самосовершенствовании человека.

  Добавить текст Вернуть оригинал

5. Прочитайте отрывок из биографической работы о В. А. Моцарте (автор М. Брион) и ответьте на вопросы.

1) Почему публика так неоднозначно встретила новую оперу?

Публика так неоднозначно встретила новую оперу В. А. Моцарта, поскольку она нарушала существующие законы жанра.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2) Как вы думаете, понравилась бы эта опера философам-просветителям (многие до её премьеры, к сожалению, не дожили)?

На мой взгляд, такая опера вряд ли понравилась бы философам-просветителям, поскольку в ней чётко наблюдалось бунтарство и призыв к мятежу, а просветители были противниками каких-либо восстаний и выступали за постепенное изменение существующих порядков.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 85

Глава ІІІ

Новый Свет в XVIII веке: путь к независимости

Главный вопрос главы

Почему североамериканские колонии Великобритании смогли обрести независимость?

Североамериканские колонии Великобритании смогли обрести независимость, потому что сумели забыть внутренние противоречия и объединиться перед лицом общего врага.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 86

Скачать ответ
Есть ошибка? Сообщи нам!

Решебники по другим предметам