ГДЗ по истории нового времени 9 класс Загладин §25

Авторы:
Тип:учебник
Серия:история Нового времени

§25

Культурное наследие XIX-начала XX века

Ключевые вопросы

№ 1. Какими художественными идеями, стилями, произведениями обогатил мировую культуру XIX в.?

Стиль Идеи и особенности Авторы и произведения
Классицизм Следование традициям античного искусства

Живопись: Жак-Луи Давид («Смерть Марата», «Коронация Наполеона I»)

Литература: Иоганн Вольфганг Гёте, Фридрих Шиллер

Романтизм Изображение сильных страстей и характеров, способных изменить мир и бросить вызов судьбе, изображение таинственности окружающего мира, использование сюжетов народных легенд. Идеализировались, в отличие от классицизма, традиции Средневековья, аристократия, религиозные ценности.

Литература: И.В. Гёте («Фауст»), Вальтер Скотт («Дева озера», «Айвенго»), Генрих Гейне, Джордж Байрон, Жорж Санд, Эрнст Гофман, Ханс Кристиан Андерсен, Фенимор Купер

  Добавить текст Вернуть оригинал

Живопись: Эжен Делакруа («Христос, спящий во время бури»), Каспар Давид Фридрих («Путешественник над морем тумана»)

Музыка: Джоакино Россини («Севильский цирюльник»), Джузеппе Верди («Аида», «Риголетто»), Людвиг ван Бетховен («Аппассионата»), Рихард Вагнер («Кольцо Нибелунгов»), Франц Шуберт, Роберт Шуман, Фридерик Шопен, Ференц Лист, Джакомо Пуччини, Жорж Бизе («Кармен»)

  Добавить текст Вернуть оригинал
Реализм Отображение проблем реального мира, его противоречий и пороков, описание мужества людей, бросающих вызов обществу, осуждение рабства

Литература: Виктор Гюго («Собор Парижской Богоматери», «Отверженные»), Гюстав Флобер, Стендаль («Красное и черное»), Чарльз Диккенс («Приключения Оливера Твиста», «Дэвид Копперфильд»), Гарриет Бичер-Стоу («Хижина дяди Тома»)

  Добавить текст Вернуть оригинал

Живопись: Гюстав Курбе, Жан-Франсуа Милле

Модернизм

Экспрессионизм: проявление гротеска, повышенная эмоциональность через обилие звуков и красок, отрицание обыденного опыта, отображение внутренней сущности вещей.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Примитивизм: детский взгляд на мир, стремление передать самые простые и понятные черты мира.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Декадентство: стремление уйти от проблем реальной жизни, тоски и депрессии.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Живопись: Эдвард Мунк («Крик»), Анри Руссо («Муза, вдохновляющая поэта»)

Литература: Шарль Бодлер, Поль Верлен, Артюр Рембо, Оскар Уайльд («Портрет Дориана Грея»)

№ 2. Что из наследия этого «долгого века» остаётся актуальным для нас сегодня?

В XIX веке зарождается так называемая массовая культура, то есть культура для широких слоев населения. Она не утратила своей популярности и сегодня. Примером массовой культуры является творчество отдельных писателей (Жюль Верн, Александр Дюма (отец и сын), Артур Конан Дойл (произведения о Шерлоке Холмсе), кинематограф, спортивные соревнования (возрожденные Олимпийские игры)

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 214

Вопрос в рубрике «Работа с источником»

Веяльщицы. Художник Г. Курбе. 1854 г.

Человек с мотыгой. Художник Ж.Ф. Милле. 1863 г.

Что свидетельствует о принадлежности этих картин к реалистическому направлению в живописи?

Свидетельством принадлежности данных полотен к направлению реализма является изображение жизни простых людей, их нелегкого труда.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 215

Вопрос в рубрике «Работа с источником»

Бал в Мулен де ла Галлет. Художник О. Ренуар. 1876 г.

На основании каких признаков можно определить художественное направление, к которому относится эта картина?

Игра красок, ощущение свежести и легкости, необычность ракурса фигур позволяют отнести данную картину к направлению импрессионизма.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 220

Итоговые вопросы

№ 1. Дайте характеристику ведущих направлений в художественном творчестве XIX в. (классицизм, романтизм, реализм и др.).

  Добавить текст Вернуть оригинал

Классицизм возник еще в XVIII веке. Он провозглашал следование традициям классического античного искусства. В годы Великой Французской революции многие приверженцы этого стиля проникаются революционными идеями и идеалами. К стилю революционного классицизма относится творчество художника Жака Луи Давида, поэтов И.Ф. Шиллера и И.В. Гёте. В эпоху Первой империи в архитектуре классицизма выделяется стиль ампир (от французского empire – империя). Здания, построенные в стиле ампир, отличала простота и строгость форм, подражание архитектуре Римской империи.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Романтизм появляется в первой половине XIX века. Его отличало изображение сильных страстей и характеров, способных изменить мир и бросить вызов судьбе, изображение таинственности окружающего мира, использование сюжетов народных легенд. Идеализировались, в отличие от классицизма, традиции Средневековья, аристократия, религиозные ценности. В стиле романтизма творили поэты Иоганн Вольфганг Гёте (отошедший от идей классицизма), Генрих Гейне, Джордж Байрон, писатели Жорж Санд, Вальтер Скотт, Франсуа де Шатобриан, Эрнст Гофман, Ханс Кристиан Андерсен, художники Эжен Делакруа, Теодор Жерико, Джон Констебл, Каспар Давид Фридрих, композиторы Джоакино Россини, Гаэтано Доницетти, Винченцо Беллини, Джузеппе Верди, Людвиг ван Бетховен, Рихард Вагнер, Франц Шуберт, Роберт Шуман, Фридерик Шопен, Ференц Лист, Джакомо Пуччини, Жорж Бизе.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Реализм зародился в середине XIX века. Реалисты в своих произведениях выставляли на передний план проблемы реального мира, его противоречия и пороки, описывали мужество людей, бросающих вызов обществу, осуждали рабство. Стиль реализма воплощен в работах писателей Виктора Гюго, Гюстава Флобера, Стендаля, Чарльза Диккенса, Генрика Ибсена, Гарриет Бичер-Стоу, живописцев Гюстава Курбе, Жана-Франсуа Милле.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Импрессионизм (середина XIX века) получил выражение в живописи. Художники-импрессионисты Клод Моне, Огюст Ренуар, Эдгар Дега передавали впечатление от изменчивости реального мира игрой света и красок. На рубеже веков появляется постимпрессионизм, который обращался к философии жизни. Постимпрессионисты, в частности, Поль Сезанн, Винсент Ван Гог, Поль Гоген, пропагандировали мечту о гармонии человека и природы.

  Добавить текст Вернуть оригинал

№ 2. В чём состоят особенности такого художественного направления в литературе, как критический реализм? Какие произведения, относящиеся к нему, вам известны? Расскажите о них.

  Добавить текст Вернуть оригинал

В европейской и американской литературе в середине XIX века возникло новое направление — критический реализм. Реалисты в своих произведениях выставляли на передний план проблемы реального мира, его противоречия и пороки, описывали мужество людей, бросающих вызов обществу, осуждали рабство. К шедеврам критического реализма относятся такие произведения, как «Отверженные» Виктора Гюго, «Красное и черное» Стендаля, «Приключения Оливера Твиста» и «Дэвид Копперфильд» Чарльза Диккенса, «Хижина дяди Тома» Гарриет Бичер-Стоу.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Роман-эпопея «Отверженные» Виктора Гюго опубликован в 1862 году. Главный герой – бывший каторжник Жан Вальжан. Он является одним из самых благородных и самоотверженных героев французской литературы. События романа происходят в период 1815-1832 года. Гюго в своей книге критикует нищету большинства населения. По своему характеру роман направлен против монархии. https://ru.wikipedia.org/wiki/Отверженные

  Добавить текст Вернуть оригинал

Роман Чарльза Диккенса «Жизнь Дэвида Копперфильда, рассказанная им самим» опубликован в 1849 году. Во многом произведение является автобиографическим. В центре сюжета история мальчика Дэвида Копперфильда, оставшегося сиротой и столкнувшегося с суровыми реалиями викторианского общества. Роман является самым популярным произведением писателя не только на родине, но и за границей. Это произведение несет в себе воспитательные ценности. О нем тепло отзывались русские классики Ф. Достоевский и Л. Толстой. https://ru.wikipedia.org/wiki/Дэвид_Копперфильд_(роман)

  Добавить текст Вернуть оригинал

№ 3. Расскажите о музыкальном и театральном искусстве XIX в. Какие известные вам произведения композиторов этого времени произвели на вас наибольшее впечатление и почему?

  Добавить текст Вернуть оригинал

В музыке XIX века воплотились идеи романтизма и национального возрождения народов Европы. Самыми популярными композиторами были Джоакино Россини (автор опер «Севильский цирюльник», «Вильгельм Телль»), Гаэтано Доницетти, Винченцо Беллини (оперы «Норма», «Пуритане»), Джузеппе Верди («Риголетто», «Травиата», «Трубадур», «Аида») из Италии. В Германии большой известностью мог похвастаться Людвиг ван Бетховен. Симфонии и сонаты Бетховена олицетворяли подъем немецкого национального духа. Эта тема гораздо ярче выражалась в творчестве Рихарда Вагнера, который использовал сюжеты народного фольклора. Примером является оперный цикл «Кольцо Нибелунгов». Национальный фольклор и мотивы нашли выражение в творчестве Франца Шуберта, Роберта Шумана, Фридерика Шопена и Ференца Листа.

  Добавить текст Вернуть оригинал

В конце XIX века в итальянской опере появляется новое направление – веризм (vero – истинный). Представителями веризма были Пьетро Масканьи, Джакомо Пуччини. Веризм характеризовался использованием достоверных сюжетов, реальным отображением душевного мира. Героями опер часто становились простые люди – крестьяне, бродячие актеры, мастера и художники. Вершиной музыкального искусства Франции было творчество Жоржа Бизе (опера «Кармен»).

  Добавить текст Вернуть оригинал

В конце XIX-начале XX века прославились композиторы Клод Дебюсси и Рихард Штраус, в творчестве которых наблюдается стремление к новаторству.

  Добавить текст Вернуть оригинал

На меня сильное впечатление произвела опера «Кармен» Жоржа Бизе. Композитор был французом, но показал понимание народной культуры и традиций Испании, ее песен и танцев, в частности хабанеры.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Во второй половине XIX века развивалось искусство балета. Итальянскими артистами, среди которых Э. Чеккетти, К. Брианца, П. Леньяни был принят особый стиль исполнения, распространившийся и в других странах.

  Добавить текст Вернуть оригинал

№ 4. Подготовьте сообщение (презентацию) «Импрессионизм в живописи: поиски нового, художники и их произведения».

Примерный план презентации:

- что такое импрессионизм? Стиль в живописи, возникший в середине XIX века. В переводе с французского – впечатление;

  Добавить текст Вернуть оригинал

- черты импрессионизма: демонстрация изменчивости мира игрой цвета и красок; передача свежести, легкости и необычности изображений;

  Добавить текст Вернуть оригинал

- Эдуард Мане (1832-1883);

- работы Э.Мане: «Мадемуазель Виктория в костюме тореадора», «Завтрак на траве», «Олимпия», «Флейтист», «Испанский гитарист»;

  Добавить текст Вернуть оригинал

- Клод Моне (1840-1926);

- работы К. Моне: «Женщина с зонтиком, повернутая влево», «Камилла в японском кимоно», «Сад в цветах», «Женщины в саду», «Стог сена», «Пруд с лилиями»;

  Добавить текст Вернуть оригинал

- Пьер Огюст Ренуар (1841-1919);

- работы П.О. Ренуара: «Танец в Буживале», «Две девочки за пианино», «Бал в Мулен де ла Галлет», «Прогулка», «Пейзаж на берегу Сены», «Девушки в черном»;

  Добавить текст Вернуть оригинал

- Эдгар Дега (1834-1917);

- работы Э. Дега: «Звезда», «Балетная школа», «Семья Беллелли», «Голубые танцовщицы»

  Добавить текст Вернуть оригинал

№ 5. Охарактеризуйте художественные идеи стиля модерн, появившегося на рубеже XIX—XX вв. По каким признакам можно узнать здания, построенные в этом стиле?

  Добавить текст Вернуть оригинал

Время появления стиля модерн – рубеж XIX-XX веков. Особенно яркое выражение он получил в архитектуре, скульптуре и декоративно-прикладном искусстве. Здания, построенные в стиле модерн, отличаются плавными линиями, наличием орнаментов, изображающих цветы, птиц и животных, нередким отсутствием симметрии фасадов. Большое влияние на формирование стиля модерн оказали культура Японии и древнего Египта. Внутренне убранство домов также выполнялось в этом стиле. Признаками стиля были обтекаемая форма и пастельные тона.

  Добавить текст Вернуть оригинал

№ 6. Объясните, что такое модернизм. В чём проявлялся вызов представителей этого течения традициям искусства XIX в.?

Модернизм стал значительным явлением в литературе, музыке и живописи начала XX века. Приверженцы модернизма прекратили реалистически отображать действительность.

  Добавить текст Вернуть оригинал

В модернизме выделяются три направления – экспрессионизм, примитивизм и декадентство (декаданс).

  Добавить текст Вернуть оригинал

Экспрессионизм (от латинского – выражение) отличается проявлением гротеска, повышенной эмоциональностью через обилие звуков и красок, отрицание обыденного опыта, отображение внутренней сущности вещей. Примером живописи в стиле экспрессионизма является картина норвежского художника Эдварда Мунка «Крик». Волнообразные линии на полотне словно усиливают эхо от крика.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Примитивисты пытались взглянуть на мир по-детски, передать самые простые и понятные его черты. Стиль примитивизма представлен картинами Анри Руссо («Муза, вдохновляющая поэта»).

  Добавить текст Вернуть оригинал

Приверженцы декадентства (в переводе с латинского – упадок) стремились уйти от проблем реальной жизни, тоски и депрессии. Французские поэты-декаденты Шарль Бодлер, Поль Верлен, Артюр Рембо выступали против общепринятых ценностей и нравственных устоев. Оскар Уайльд в романе «Портрет Дориана Грея» дал выражение мотивам искушения и нравственного кризиса. Декадентство обрело популярность на волне духовного кризиса общества.

  Добавить текст Вернуть оригинал

№ 7. Рассмотрите историческую ситуацию. Массовая культура возникла на рубеже XIX—XX вв. Её истоки лежали в растущей грамотности населения. К кому была обращена массовая культура? Почему её называют «культурой большинства»? Назовите её отличительные особенности. Какие культурные явления она охватывала?

  Добавить текст Вернуть оригинал

Следствием активной социальной политики в странах Европы стал высокий уровень грамотности населения. Это открыло дорогу для массовой культуры, ориентированной на широкую публику.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Отличительными особенностями массовой культуры были доступность, дешевизна и развлекательный характер. Изначально она была представлена комиксами и бульварной литературой. Затем интерес у публики стали вызывать жанры детектива, приключений и научной фантастики. Некоторые из авторов этих жанров вошли в число мировых классиков: Александр Дюма (отец и сын), Жюль Верн, Герберт Уэллс, Артур Конан Дойл, Роберт Стивенсон, Марк Твен, Томас Майн Рид, Джек Лондон.

  Добавить текст Вернуть оригинал

1895 год стал отправной точкой истории кинематографа. Первыми фильмами были документальные хроники, затем началось производство игровых фильмов.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Массовым увлечением стал спорт. Стали организовываться различные чемпионаты. В интересах поддержания и развития физического воспитания и содействия дружескому общению народов французский общественный деятель барон Пьер де Кубертен возродил Олимпийские игры, отмененные в 394 году нашей эры императором Феодосием I. В 1896 году в Афинах состоялись I Олимпийские игры современности.

  Добавить текст Вернуть оригинал

№ 8. Подготовьте проектную работу на тему «Реализм в европейской и российской живописи XIX в.». Какие общие черты были характерны для произведений художников из разных стран? Можете ли вы назвать особенности российской реалистической школы?

  Добавить текст Вернуть оригинал

План:

- что такое «реализм»? реализм – направление в искусстве, возникшее в середине XIX века. Термин «реализм» впервые употребил французский литературный критик Ж. Шанфлёри в 1850-х годах.

  Добавить текст Вернуть оригинал

- черты реализма: объективность в изображении повседневной жизни, внимание к точным деталям, изображение социальных проблем общества (черта, присущая российскому реализму).

  Добавить текст Вернуть оригинал

- направления реализма: классический (изображение сюжетов на историческую тему, портреты) и критический (изображение быта простых людей, тяжелых условий труда)

  Добавить текст Вернуть оригинал

- основатели реализма – французские художники Гюстав Курбе и Жан-Франсуа Милле.

  Добавить текст Вернуть оригинал

- реализм за пределами Франции. Стиль получил распространение в России (передвижничество), в Италии (веризм), в Австралии (Гейдельбергская школа), в США (Школа мусорного ведра).

  Добавить текст Вернуть оригинал

- произведения: «Веящильцы» (Г. Курбе), «Женщина с граблями», «Пастушка, сидящая на камне», «Посадка картофеля» (Ж.Ф. Милле)

  Добавить текст Вернуть оригинал

- представители русской школы реализма: И. Крамской («Христос в пустыне», «Неизвестная»), В. Перов («Сельский крестный ход на Пасхе», «Тройка») И. Репин («Бурлаки на Волге»)

  Добавить текст Вернуть оригинал

Скачать ответ
Есть ошибка? Сообщи нам!

Решебники по другим предметам