ГДЗ по истории средних веков 6 класс Абрамов ФГОС §21

Авторы:
Год:2022-2023
Тип:учебник
Серия:Всеобщая история

§21

Содержание

Государства Африки и доколумбовой Америки

Главный вопрос параграфа

Что схожего в развитии средневековой Африки и Америки и что существенно отличает их друг от друга?

Схожесть в развитии народов средневековой Африки и Америки является то, что некоторые из них сумели создать свои цивилизации и государства. Однако существенным отличием между ними является то, что население Америки было полностью изолировано от всего мира, а население Африки имело возможность поддерживать хоть какую-то связь с государствами Европы и Азии.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 193

Вопросы и задания к иллюстрациям, схемам, картам

Назовите народы, населявшие Африку.

Африку населяли арабы, берберы, туареги, хауса, суахили, бушмены, готтентоты и народы банту.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Какие государства существовали на территории Африки в разные исторические периоды?

На протяжении V – XI вв. на территории Африки существовали Мали, Аксум, Гана и Арабский халифат. В промежуток времени между XI и XV вв. – Фатимидский халифат, Сонгаи, Мономотапа, Конго, Эфиопия, государство альморавидов, государство мамлюков, Канем, Борну, Бенин, Китара, государство Ваттасидов, государство Зайянидов и государство Хафсидов.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 194

Вопросы и задания к пункту параграфа

1. Какие природные зоны можно выделить в Африке?

В Африке можно выделить две большие природные зоны: северную и южную. Их разделяет пустыня Сахара.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Как географическое положение и природа повлияли на занятия и уровень развития африканских племён?

Те африканские народы, которые проживали на севере от Сахары, имели тесные культурные и торговые связи с государствами Европы и Ближнего Востока. В свою очередь те, кто жил в южной части Африки (в саваннах и экваториальных лесах), находились на более низком уровне развития. Они лишь занимались охотой и сбором тропических фруктов.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 194

Вопросы и задания к иллюстрациям, схемам, картам

Что отличает христианскую церковь в Лалибеле от храмов Западной Европы и Византии?

Христианская церковь в Лалибеле высечена прямо в самих скалах, а храмы Западной Европы и Византии представляли собой отдельные высокие здания со шпилями и куполами.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 195

Вопросы и задания к иллюстрациям, схемам, картам

Сравните мечеть в Томбукту и арабские постройки. Чем различается их внешний вид?

Мечеть в Томбукту сделана с грубо обтесанного камня, и поэтому лишена изящества и различных декоративных украшений, которые характерны для классических арабских мечетей. Минареты больше похожи на крепостные башни, чем на религиозные сооружения.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 196

Вопросы и задания к пункту параграфа

1. На чём основывалось могущество правителей государств Африки в Средние века?

Могущество правителей средневековых государств Африки основывалось, в первую очередь, на богатых природных ресурсах (прежде всего, золота).

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Какие религии получили распространение среди жителей средневековой Африки?

Среди жителей средневековой Африки получили распространение ислам и христианство.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 196

Вопросы и задания к иллюстрациям, схемам, картам

Каким образом индейцы выращивали растения на водоёмах?

Индейцы выращивали растения на водоёмах благодаря чинампам («плавучим полям»). Для этого сооружался деревянный помост (платформа), на которую насыпалась земля. А потом уже индейцы высаживали семена и выращивали необходимые им растения.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 197

Вопросы и задания к пункту параграфа

1. Почему индейцы оказались изолированными от народов Европы и Азии?

Индейцы оказались изолированными от народов Европы и Азии из-за того, что перешеек, соединявший 40 тысяч лет назад Азию и Америку, был затоплен. Таким образом, Американский континет оказался полностью изолированным от других частей мира.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Перечислите занятия жителей Америки. Каким образом природа влияла на занятия индейцев?

Жители Америки, в основном, занимались земледелием (выращивали кукурузу, картофель, томаты, фасоль, какао, табак) и ремеслом (ткачество, гончарство и ювелирное дело). Скотоводство было слабо развито. При этом природа действительно существенно определяла занятия индейцев. Из-за засушливого климата они вынуждены были заниматься искусственным орошением. А отсутствие животных, которых можно было использовать как тягловую силу стало причиной слабого распространения скотоводства.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 199

Вопросы и задания к иллюстрациям, схемам, картам

Назовите города-государства древнего и нового царства майя.

К городам-государствам древнего царства майя относятся Чичен-Ица, Коба, Исамаль, Тулум, Сайиль, Майяпан, Ушмаль, Цибильчальтун. К городам-государствам нового майя относятся Калакмуль, Вашактун, Тикаль, Киригуа, Копан, Чама, Паленке, Комалькалько, Тонина и Чьяпа-де-Корсо.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Где по отношению к майя возникло государство ацтеков?

Государство ацтеков возникло на западе по отношению к майя.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Когда произошло максимальное территориальное расширение пределов ацтекской державы?

Максимальное территориальное расширение пределов ацтекской державы произошло в 1520 г.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 200

Вопросы и задания к иллюстрациям, схемам, картам

Как изменялась со временем территория инков?

Изначально, приблизительно в 1438 г., инки контролировали небольшую территорию вокруг города Куско. Однако, к 1463 (1471) году площадь государства инков существенно увеличилась. А максимального предела территория их державы достигла к 1525 г.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Назовите области Державы четырёх сторон света.

Крупнейшими областями Державы четырёх сторон света были: Чинчасуйу, Антисуйу и Кольясуйу.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Что связывало их друг с другом и со столицей?

Области государства инков связывала между собой сеть дорог, обозначенных на карте красными линиями.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 201

Вопросы и задания к пункту параграфа

1. Назовите крупнейшие государства доколумбовой Америки.

Крупнейшими государствами доколумбовой Америки были держава ацтеков, которая находилась в Северной Америке, и держава инков, расположенная в Южной Америке.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Чем отличалось государственное устройство майя от устройства у ацтеков и инков?

Государственное устройство ацтеков и инков характеризуется централизацией, т.е. они сумели создать единые мощные государства. Майя, напротив, так и не сумели объединиться и продолжали жить в многочисленных небольших городах-государствах.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 201

Вопросы и задания в конце параграфа

1. Рассмотрите иллюстрацию в начале параграфа. Взаимосвязь каких народов она характеризует? К какой цивилизации относятся эти народы?

  Добавить текст Вернуть оригинал

Данная иллюстрация характеризует взаимосвязь африканского государства Мали и одним из арабских государств (возможно, с ближайшим соседом – государством Альморавидов). Эти народы относятся к мусульманской цивилизации, поскольку их жители исповедовали ислам.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Какая из империй возникла раньше: империя Мали, империя ацтеков или держава инков? Сколько лет разделяет их возникновение?

  Добавить текст Вернуть оригинал

Раньше всех возникла держава инков – приблизительно в 1200 г. Данные события и основание империи Мали разделяет 40 лет, а до создания империи ацтеков – 125 лет.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. К истории каких цивилизаций относятся понятия «индейцы», «чинампы», «кипу»? Что они обозначают?

Индейцами называли всех жителей доколумбовой Америки, соответственно они относились ко всем цивилизациям, возникшим на Американском континенте.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Чинампы – это т.н. «плавучие поля», которые позволяли совершать искусственное орошение выращиваемых растений. Это понятие относится к цивилизации ацтеков.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Кипу – это особая разновидность письменности, созданная цивилизацией инков.

  Добавить текст Вернуть оригинал

4. Представляла ли средневековая Африка одну цивилизацию, или африканские страны относились к разным цивилизациям? Аргументируйте свой ответ.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Средневековая Африка никогда не была единой цивилизацией, поскольку её населяло множество народов, находившихся на разных ступенях развития, имеющих совершенно разную культуру и говорящих на разных языках. Понятие «единая цивилизация» можно было отнести разве что к жителям Северной Африки, которые в результате арабского завоевания длительное время находились в составе одного государства. И даже после распада Арабского халифата общим у этих народов остались религия ислам и арабский язык. Остальные племена и народности, проживавшие на юге от Сахары, не имели ничего общего между собой и жили собственной жизнью.

  Добавить текст Вернуть оригинал

5. Что обозначает словосочетание «доколумбова Америка»? Речь идёт об одной цивилизации или о разных?

Доколумбовой Америкой называют период в истории Американского континента от заселения его переселенцами с Азии 40 тысяч лет назад до открытия его испанским мореплавателем Христофором Колумбом в конце XV в. В данном случае речь идёт о совершенно разных цивилизациях. К примеру, наиболее развитые народы: майя, ацтеки и инки – создали свои уникальные, не похожие друг на друга цивилизации.

  Добавить текст Вернуть оригинал

6. Сравните строения индейцев со зданиями эпохи Древнего Египта, рыцарскими замками Европы и храмами Древней Индии. На какие постройки они больше похожи?

  Добавить текст Вернуть оригинал

Строения индейцев доколумбовой Америки больше всего похожи на здания эпохи Древнего Египта, поскольку и те, и другие строили сооружения в виде пирамид. Только у индейцев пирамиды были ступенчатые, а у египтян – имели ровные бока.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 201

Изучаем документ.

Прочитайте отрывок из книги XVI в. «История государства инков» Инки Гарсиласо де ла Веги и ответьте на Вопросы.

С чем связывали инки появление общественных порядков и занятий людей?

Инки связывали появление общественных порядков и занятий людей с волей божества – т.н. отца Солнца.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Какое божество почитали инки?

Инки почитали отца Солнца.

Стр. 201

Сформулируйте ответ на Главный вопрос параграфа.

Что схожего в развитии средневековой Африки и Америки и что существенно отличает их друг от друга?

Схожим в развитии является то, что многие народы средневековой Африки, и доколумбовой Америки сумели создать свои оригинальные цивилизации, высокую культуру и даже основать собственные государства. Существенно отличает их лишь то, что жители Африки (в особенности северной её части) поддерживали связь с народами других частей света (Европы и Азии), а население Америки, в силу географических причин, было изолированно от всего мира.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 202

Вопросы и задания к главе

1. Какова была судьба народов Великой степи после завершения ими завоевательных походов?

Судьба народов Великой степи после завершения ими завоевательных походов сложилась по-разному. Дело в том, что почти все созданные ими «кочевые империи» оказались непрочными и недолговечными. Поэтому некогда могущественные гунны, авары, тюрки и хазары после уничтожения их государств исчезли с лица земли и были постепенно поглощены другими народами. Исключение составляет разве что Монгольская держава. Даже после её распада на отдельные улусы, монголы сохраняли власть в этих государствах ещё длительное время (к примеру, Золотая Орда существовала до конца XV в.).

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Какие религиозные учения были распространены в Индии, Китае и Японии? Как они «уживались» друг с другом?

На территории Индии были распространены индуизм, буддизм и ислам. В Китае – конфуцианство, даосизм и буддизм. В Японии – синтоизм и буддизм.

  Добавить текст Вернуть оригинал

В Китае и Японии указанные религиозные учения «уживались» между собой вполне гармонично, без каких-либо противоречий и конфликтов. И более того, эти вероучения даже дополняли друг друга, переплетаясь между собой. Исключение составляла лишь Индия. Если противоречий между верующими в индуизм и буддизм не было, то приход мусульман с запада внёс существенные изменения в жизнь тогдашних индийцев. Особенно это проявлялось в период существования Делийского султаната (XIII – XIV вв.), когда правящая верхушка состояла из тюрков-мусульман, а подавляющее большинство населения продолжало верить в богов своих предков. При этом руководство страны всячески стремилось распространить ислам в Индии, используя при этом различные методы и способы (в частности, предоставление налоговых льгот тем индийцам, которые примут ислам).

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. Создала ли Япония самобытную культуру и цивилизацию, или её развитие было повторением пути Китая? Аргументируйте свой ответ.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Япония, несмотря на использование культурных достижений Китая, всё же сумела создать свою собственную культуру и цивилизацию. Японская поэзия, архитектура, скульптура и живопись были вполне самобытными. К примеру, японцы создали уникальные стихотворные формы: танка и хокку, незнакомые другим народам.

  Добавить текст Вернуть оригинал

4. Как природа Африки разделила жителей континента? Какие верования были распространены в разных частях Африки?

Благодаря особенностям природы (из-за расположения пустыни Сахары), Африку можно разделить на две части. Племена и народы Северной Африки, благодаря тесным контактам с Европой и Азией, значительно опередили в развитии своих соседей с юга. Те, кто жил южнее Сахары, в саваннах и экваториальных лесах, продолжали жить первобытным строем.

  Добавить текст Вернуть оригинал

В Северной Африке, благодаря завоевательным походам арабов, наибольшее распространение получил ислам. Жители северо-восточной части континента (Аксума и Эфиопии) были христианами. Все остальные народы и племена Африки исповедовали свои языческие культы.

  Добавить текст Вернуть оригинал

5. Объясните смысл выражения «природные богатства стали благословением и проклятием Африки». Согласны ли вы с этим выражением?

  Добавить текст Вернуть оригинал

Африка действительно славилась своими природными богатствами (в частности, золотом) и это позволяло многим народам создать могущественные и процветающие государства. Однако, как только приток природных ресурсов иссякал, указанные государства постепенно приходили в упадок и становились жертвами воинственно настроенных соседей. Моё мнение полностью соответствует указанному выражению, поскольку именно такая судьба ждала многие африканские государства: Мали, Мономотапу, Занзибар и Могадишо.

  Добавить текст Вернуть оригинал

6*. Историки иногда называют майя «греками» Нового Света, ацтеков — «римлянами». Как вы полагаете, было ли что-нибудь общее у народов Древнего мира и доколумбовой Америки?

  Добавить текст Вернуть оригинал

Народы Древнего мира и доколумбовой Америки действительно имеют много общего, хотя и развивались на протяжении многих тысячелетий совершенно независимо друг от друга. Как и в Древнем мире, так и Новом Свете большинство племён так и остались на довольно примитивном уровне развития, жили первобытным строем, не умели обрабатывать металлы и заниматься земледелием. Но некоторые народы сумели сделать качественный рывок вперёд, значительно опередить своих соседей и даже создать самобытные цивилизации. В Древнем мире такими народами были египтяне, шумеры, индийцы, китайцы, греки, римляне и т.д. В доколумбовой Америке – майя, ацтеки и инки. Кстати, сравнение майя с греками, а ацтеков – с римлянами является вполне логичным. Майя, как и греки, хоть и достигли высокого уровня развития, но так и не сумели создать единое централизованное государство. Ацтеки и римляне – напротив, создали империи, занимающие большую территорию.

  Добавить текст Вернуть оригинал

7*. Где нашёл «железный клык» герой Р. Киплинга Маугли? О каких фактах истории Индии свидетельствует эта находка?

Герой повести Р. Киплинга Маугли нашел «железный клык», а точнее – древний кинжал, в заброшенной пещере, которую охраняла белая кобра. Эта находка может свидетельствовать о том, что на территории Индии с древних времён умели обрабатывать железо, создавать различные ремесленные изделия и украшать их драгоценными камнями или какими-то декоративными узорами.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 202

Сформулируйте ответ на Главный вопрос главы.

Какие народы Евразии, Африки и Америки создали собственные цивилизации, а какие вошли в состав иных цивилизаций?

Собственные цивилизации сумели создать монголы, индийцы, китайцы, японцы, арабы, инки, майя и ацтеки.

  Добавить текст Вернуть оригинал

В свою очередь, в состав иных цивилизаций вошли кочевые племена Великой Степи (половцы, булгары), а также многочисленные племена Африки (например, бушмены, готтентоты, суахили) и доколумбовой Америки.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 203

Темы проектов

1. Великие и безжалостные завоеватели Средневековья (Аттила, Чингисхан, Тимур).

Кочевые народы Средневековья славились не только своей воинственностью и жестокостью, но также своими яркими и харизматическими лидерами, которым нередко удавалось объединить под своей твёрдой рукой многочисленные народы и даже создать свои государства.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Во времена раннего Средневековья таким вождём был правитель племенного союза гуннов Аттила (? – 453). Иногда его называют самым могущественным варварским королём периода Римской империи и вообще самым известным деятелем эпохи Великого переселения народов. Своими воинственными походами он поставил на грань уничтожения Западную Римскую империю, да и всю западную христианскую цивилизацию в целом.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Период правления Аттилы историки определяют 434 – 453 гг. К этому времени гунны уже жили вблизи границ как Западной, так и Восточной Римской империи. Иногда они совершали грабительские набеги, но серьезных проблем римлянам не доставляли. К тому же, нередко римские военачальники договаривались с гуннскими вождями и использовали гуннскою конницу в ходе пограничных войн с другими варварскими народами (в первую очередь, с готами). Ситуация кардинально изменилась после прихода к власти Аттилы. Он совершил ряд воинственных походов против своих соплеменников, а также против многочисленных германских и славянских народов. В результате, к началу 440-х гг. годов он совершил, казалось бы, немыслимое – объединил под своим руководством сотни племён и племенных союзов от Рейна до Волги. Т.е. территория «кочевой империи» гуннов как минимум дважды превышала площадь Римской империи в период её наивысшего могущества. Остготы, гепиды, аланы, свевы, лангобарды, тюринги, бавары, герулы и даже остатки некогда могущественных сарматских племён – вот далеко не полный перечень тех народов, которые присягнули Аттиле.

  Добавить текст Вернуть оригинал

После создания своей державы верховный правитель гуннов обратил свой взор на запад, против Римских империй. Первый удар пришелся на Византию. С 441 г. по 447 г. Аттила нанёс несколько поражений и даже подошел к стенам Константинополя. Впрочем, штурмовать хорошо укреплённый город он тогда не отважился. Тем более, что насмерть перепуганный император Феодосий Младший сам пошел на переговоры и заключил унизительный для себя мир. Византийцы выплатили гуннам около 2 тонн золота, а главное – обязались платить Аттиле постоянную дань (около 700 кг золота в год). Уже тогда вождя гуннов начали называть «бич Божий».

  Добавить текст Вернуть оригинал

Однако самым знаменитым походом Аттилы стало вторжение в Западную Римскую империю весной 451 г. Собрав невиданную по меркам того времени армию (по разным подсчётам, её численность составляла от 100 до 200 тысяч человек). И хотя в её состав входили многочисленные племена, ударной силой всё же оставалась гуннская конница. Завоевателям противостояло объединённое римско-германское войско, под командованием опытного военачальника Флавия Аэция (его ещё называли «последний римлянин»). Решающей стала битва на Каталаунских полях (территория современной Франции). Это сражение считается историками одним из наиболее судьбоносных в истории человечества, поскольку между собой столкнулись два противоположных мира: кочевников и земледельцев, варварства и цивилизации, востока и запада, язычества и христианства. Битва была чрезвычайно кровопролитной и завершилась поражением гуннов, хотя их войско не было полностью разбитым.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Таким образом, Западная Римская империя была спасена. Аттила был вынужден отступить и сразу же начал подготовку к реваншу. Однако в 453 г. он внезапно умер. После смерти Аттилы, созданная им «кочевая империя» быстро распалась, а сами гунны к концу V в. навсегда исчезли с карты мира, растворившись в среде других племён и народов.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Несколько иная судьба была у державы, созданной монгольским ханом Чингисханом (настоящее имя – Темучжин) (между 1155 и 1162 – 1227). Большую частью жизни он потратил на объединение многочисленных и враждующих между собой тюркских и монгольских племён, кочевавших по бескрайним просторам Средней Азии. Лишь в 1206 г. на курултае (всеобщем собрании племенных вождей) он был провозглашен великим ханом над всеми племенами. Как тогда говорили: «Как на небе есть место лишь для одного солнца, так и в Монголии должен быть только один владыка…». Таким образом, было создано ядро будущей Монгольской империи.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Залогом успеха завоевательных походов Чингисхана стали его реформы, особенно в военной сфере. Их целью стало преодоление межплеменной вражды и централизация государства. Разрозненные войска кочевников были реорганизованы в единую армию, с чётким делением на подразделения и железной дисциплиной.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Первой жертвой монгольского нашествия стал Северный Китай. С 1207 г. по 1216 г. он нанёс ряд существенных поражений Цзиньской империи, превратив сотни городов в кучу дымящихся руин. Так, в 1215 г. был захвачен и полностью разграблен Чжунду (современный Пекин). Вслед за Китаем Чингисхан осуществил вторжение в богатую Центральную Азию. Основными противниками монголов стали Караханидское государство и государство Хорезмшахов. Они оказывали долгое и упорное сопротивление, но к 1221 г. были разгромлены. Последней крупной военной кампанией Чингисхана стало покорение Западного Китая. Известно, что великий завоеватель планировал серию новых походов на запад, и на юг. Но их осуществлением занялись уже дети и внуки Чингисхана. В 1227 г. основатель Монгольской империи скончался. Место его захоронения и по сей день является неизвестным.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Чингисхана, без сомнения, можно назвать одним из величайших полководцев Средневековья. На момент его смерти Монгольская держава уже была крупнейшим государством в Азии. Западные границы империи простирались к Каспийскому морю, восточные к Тихому океану. При этом важнейшим отличием от других «кочевых империй» было то, что созданное Чингисханом государство не исчезло после смерти своего создателя. Напротив, его потомки – представители т.н. династии Чингизидов продолжали расширять и укреплять её. Историки даже утверждают, что к середине XIII в. Монгольская держава стала крупнейшей в истории человечества сухопутной империей. И хотя уже к концу XIII в. единое государство всё же распалось на отдельные улусы, они ещё смогли просуществовать длительный промежуток времени (к примеру, Казанское ханство – к 1552 г., Крымское – к 1783 г.) и оставить свой весомый след в истории.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Попытку возродить былое величие Монгольской империи предпринял среднеазиатский правитель Тимур (Тамерлан) (1336 – 1405). Он имел монгольско-тюркское происхождение. Его отец был мелким племенным вождём, который принял ислам. Этот факт серьезно отличал мусульманина Тимура от других правителей кочевых народов, продолжающих исповедовать религию своих предков – язычество. Вторым важным фактом было то, что будущий завоеватель не принадлежал к династии Чингизидов, и поэтому не мог носить титул хана. Поэтому, даже достигнув вершин могущества, Тимур смог именоваться только эмиром.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Полководческие и организаторские способности Тимура проявились в раннем возрасте. В ходе междоусобных войн и конфликтов он сумел обрести уважение и поддержку соплеменников. В одной из битв он лишился двух пальцев на правой руке и был тяжело ранен в правую ногу, которую так и не смог до конца жизни полностью излечить. Поэтому за будущим эмиром навсегда закрепилось прозвище «Хромой» или «Железный Хромой». В результате успешных походов, в 1370 г. на курултае Тимур был провозглашен верховным эмиром Турана (государство на территории современных Узбекистана, Туркменистана и Ирана). Это избрание стало первым шагом на пути к формированию т.н. империи Тимуридов. Своей столицей Тимур избрал Самарканд.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Почти всё правление Тамерлана прошло в войнах. Как и Чингисхан, он, в первую очередь, стремился к расширению территории государства и его централизации. Крупнейшими победами хромого эмира стал разгром хана Золотой Орды Тохтамыша (1391 – 1395 гг.) и султана Османской империи Баязида І (1400 – 1402 гг.). Война с Тохтамышем привела к всеобщему ослаблению Золотой Орды, чем позже воспользовались русские князья. А поражение турок и пленение их султана привело к распаду Османской империи, которая чуть было навсегда не исчезла с карты мира. Также следует отметить, что выигранные Тимуром сражения на Тереке (1395 г.) и под Анкарой (1402 г.) долгое время считались образцом военного искусства. Кроме того, можно упомянуть ещё о таких победах, как завоевание Хорезма (1386 – 1389) и поход в Индию (1398 – 1399). Последний хоть и закончился разгромом Делийского султаната, однако из-за неблагоприятных природных особенностей (горы и тропические леса) и сопротивления местного населения закрепиться в Индии Тимур не смог.

  Добавить текст Вернуть оригинал

В конце жизни завоеватель начал готовиться к грандиозному походу на восток – в Китай. Эта война должна была стать финальным этапом на пути к окончательному возрождению империи Чингизидов. Однако, в начале 1405 г. Тимур скоропостижно скончался. После себя он оставил огромнейшую империю, простирающуюся от Малой Азии на западе, до предгорий Памира и Гималаев на востоке, от истоков Иртыша на севере до вод Персидского залива на юге. Однако судьба этой державы всё же была незавидной. Несмотря на то, что Тимур стал основателем династии Тимуридов, никто из его потомков не смог продолжить дело своего предка и приумножить мощь и территорию государства. К середине XV в. оно распалось более, чем на 10 мелких эмиратов.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Таким образом, «кочевые империи» Средневековья, хоть и отличались огромными размерами, однако изнутри были непрочными и держались, прежде всего, на авторитете и могуществе таких великих завоевателей, как Аттила, Чингисхан или Тимур. Их смерть становилась сигналом для распада созданных государств.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Источники информации:

https://diletant.media/articles/45291582/

  Добавить текст Вернуть оригинал

http://www.hrono.ru/biograf/bio_a/atilla.php

  Добавить текст Вернуть оригинал

http://rushist.com/index.php/byzantium/3528-attila-kratkaya-biografiya

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://24smi.org/celebrity/4657-chingiskhan.html

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://bigenc.ru/world_history/text/4686716

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://tengrinews.kz/mixnews/25-veschey-kotoryih-myi-ne-znali-o-chingishane-277722/amp/

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/TIMUR.html

  Добавить текст Вернуть оригинал

http://rulers.narod.ru/tamerlan/tamer.htm

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Западноевропейские рыцари и японские самураи: черты сходства и различия.

Поскольку Средневековье было периодом постоянных, не прекращающихся войн, то в центре внимания тогдашнего общества и государства были воины. В Западной Европе их называли рыцарями, в Японии – самураями. Именно они являли собой ядро, ударную силу европейских и японских войск соответственно. Именно они являлись их наиболее эффективной и боеспособной частью. Поскольку феодальная структура и военная организация западноевропейских государств и Японии имела как сходные, так и различные черты, соответственно рыцари и самураи в чём-то похожи между собой, а в чём-то – существенно отличаются друг от друга. Так же значительное влияние на данные процессы оказывала культура, мировоззренческие взгляды и религия.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Первой, и самой очевидной схожей чертой был род занятий. И рыцари, и самураи были профессиональными воинами, и посвящали военному делу всю свою жизнь. Более того, это занятие было сословным, т.е. передавалось по наследству: от деда к отцу, от отца к сыну. Таким образом и рыцари, и самураи представляли собой замкнутую касту, членами которой можно было стать только по факту рождения в соответствующей семье. Конечно, как в Западной Европе, так и в Японии были зафиксированы такие случаи, когда выходцы из низших сословий (в частности, крестьяне), в силу личных качеств или обстоятельств, становились рыцарями или самураями. Но это было лишь незначительным исключением из общих правил.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Второй схожей чертой можно назвать порядок землевладения и несения воинской службы рыцарями и самураями. Они служили своему господину (рыцари – сюзерену, самураи – даймё), беспрекословно подчинялись его приказам, и в награду за военную службу получали земельные наделы, с прикреплёнными к ним крестьянами. Как в Западной Европе, так и в Японии эта форма собственности на землю была условной, поскольку рыцарь и самурай владели ими до тех пор, пока несли службу. В противном случае, их господин имел право в любой момент отобрать пожалованный надел.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Что касается различий между рыцарями и самураями, то они, прежде всего, связанны с их ценностями и нравственно-духовными идеалами. Их кодексы чести не просто отличались, а во многом даже противоречили друг другу. Если для самурая главной ценностью жизни была верная служба своему господину, то для рыцаря – подвиги во имя своей дамы, господина или христианской веры. К тому же рыцарь имел право сменить сюзерена и присягнуть другому, что было категорически неприемлемо для самурая. Соответственно, рыцари отличались большей инициативой и самостоятельностью.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Различие также проявлялось в обучении и воспитании. Если в процессе подготовки рыцарей в приоритете были физические показатели (умение хорошо владеть мечом, копьём, ездить на лошади, плавать), то самураям прививали, в первую очередь, любовь к поэзии, каллиграфии и философии. Как следствие, рыцари отличались практичностью, но в большей части были неграмотными или малограмотными, и тем более далёкими от философских размышлений. Источником всех важных для рыцаря духовных наставлений был местный священник.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Ещё одним важным отличием было отношение к смерти. Ценность жизни для самурая, в отличие от рыцарей, была незначительной. Смерть за своего господина считалась для них наивысшей ценностью. Кроме того, в Японии прям существовал культ ритуальных самоубийств: харакири или сэппуку, которыми часто заканчивали свою жизнь самураи. При этом самураи совершали самоубийства не только в случае серьезных преступлений, но и в случае, когда была затронута честь воина (к примеру, обвинения в недостойном поведении) или даже для того, чтобы продемонстрировать преданность своему даймё. В свою очередь, христиане-рыцари хоть и верили в загробную жизнь, однако особо не стремились досрочно завершить свой земной путь. Большинство рыцарей были склонны к различным увеселениям и стремились насладиться всеми радостями жизни. Тем более, что самоубийства прямо запрещало христианское вероучение.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Таким образом, рыцарское и самурайское сословие, при всём их сходстве, имели ряд крайне существенных различий, которые были обусловлены культурно-ментальными различиями христианских государств Западной Европы и Японии.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Источники информации:

http://masakaru.ru/byt-prostyx-yaponcev/istorija/rycari-i-samurai-sravnenie-feodalnyh-struktur-japonii-i-evropy.html

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://www.epochtimes.ru/content/view/52454/73/

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://znanija.com/task/41071847

http://ingvarr.net.ru/otvet/46-1-0-55259

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. Афанасий Никитин и Марко Поло: что поражало европейцев в Азии?

Даже во времена развитого и позднего Средневековья, когда существенно активизировалась международная торговля, европейцы, как и русские, имели крайне скудные объемы информации по поводу Азии. В частности, это касалось существовавших в то время государств, проживающих в них народов, их обычаев и образа жизни, а также технических и культурных достижений. В особенности, это касается стран, которые находились на большом расстоянии от Европы и Руси – Индии и Китая. Для тогдашних европейцев и русских эти государства представляли собой какие-то полумифические царства, окутанные ворохом легенд и слухов. Во многом, это объяснялось тем, что достоверные сведения касались только тех азиатских регионов, с которыми поддерживались более-менее стабильные экономические отношения. Европейцы торговали с арабами и поэтому имели конкретные представления только о Ближнем Востоке. Для Руси важнейшим восточным партнёром была Персия (Иран). На этом и заканчивались их знания. Мало кто из купцов и путешественников шёл на огромный риск и проникал вглубь континента – к сказочным Китаю и Индии.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Однако двум путешественникам и торговцам удалось побывать в этих полумифических странах, и главное – оставить после себя письменные памятники, в которых были зафиксированы ценнейшие и ранее никому не известные сведения. Одним из них был венецианский купец Марко Поло, которому было суждено 17 лет жизни провести в Китае, другой – тверской купец Афанасий Никитин, фактически ставший «русским первооткрывателем Индии».

  Добавить текст Вернуть оригинал

Марко Поло (1254 – 1324), как и другие венецианские торговцы, видел выгоду в расширении торговли со странами Востока, поскольку это открывало перед ними новые рынки сбыта европейских товаров и возможность приобрести, а потом перепродать в Европе восточные товары, пользующиеся с каждым годом всё большей популярностью. Поэтому, в 1271 г., вместе с отцом и дядей, Марко Поло отправился в далёкое путешествие. Сначала он побывал в Палестине, но по совету многих арабских купцов, рассказывавших о богатых странах на востоке, они двинулись вглубь Азиатского континента, проникая всё дальше и дальше, в земли, где ранее никогда не ступала нога европейца. Путь в Китай пролегал через Персию, Нагорный Памир и Центральную Азию. И лишь в 1275 г. Марко Поло добрался в Китай, который на тот момент был завоёван монголами. Страной правил хан Хубилай, приходившийся Чингисхану внуком. Он довольно дружелюбно принял венецианцев, и более того – даже предложил им остаться в Китае. Марко Поло принял это решение, и в течении 17 лет находился на службе у хана. Благодаря этому, он сумел побывать практически во всех уголках этого огромного государства, даже в отдалённых Бирме и Восточном Тибете. Все свои впечатления от увиденного и воспоминания он тщательно записывал, и по возвращению на родину эти записи были обобщены, отредактированы и изданы под названием «Книга чудес света» (другой вариант – «Книга о разнообразии мира»). Данное произведение фактически стало первым источником информации о странах Центральной, Восточной и Южной Азии для жителей Европы.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Несколько другой была история Афанасия Никитина (? – 1475). В отличие от Марко Поло, русский купец попал в Индию скорее по воле случая. Ограбленный астраханскими татарами, он побоялся вернуться на родину нищим и даже попасть в долговое рабство (т.е. стать холопом). Поэтому он решил рискнуть и отправился сначала на Кавказ, потом в Персию, а уже оттуда – в далёкую Индию. Путешествие Никитина длилось с 1466 г. по 1472 г. В самой Индии, а точнее на территории Делийского султаната, он находился три года. Путешествуя по разным городам и регионам этого государства, он собрал бесценный материал о жизни средневековых индийцев, об их хозяйстве, религии, быте и природных условиях. Эти путевые записки легли в основу книги «Хожение за три моря», ставшей позже не только ценнейшим источником знаний об Индии, но и важным памятником древнерусской литературы.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Как и Марко Поло, так и Афанасия Никитина поражал неизвестный ранее мир, образ жизни и деятельности тогдашних китайцев и индийцев. Европейцев очень удивляло наличие у этих народов высокоразвитой цивилизации, многих технических достижений, ранее им не известных (к примеру, бумажных денег в Китае или сложнейших ирригационных систем в Индии). Кроме того, для них было диковинкой существование в Азии огромных городов с миллионным населением (в обычном европейском средневековом городе редко проживало больше 50 тысяч человек), многочисленных религий (к примеру, Никитин насчитал в Индии 84 вероучения) и т.п. Но больше всего жителей Европы поразили сказочные богатства Китая и Индии: наличие большого количества золота, серебра, драгоценных и полудрагоценных камней (алмазов, сапфиров, рубинов, изумрудов, карбункулов), а также стоящих больших денег слоновой кости, чёрного дерева и обилие различных пряностей и приправ. Последняя деталь имела огромное значение, поскольку в Европе для хранения мяса в те времена использовали не соль, а специи. Естественно, что чёрный перец, шафран, корица и гвоздика имели колоссальный спрос на европейском рынке. Именно богатства Индии и Китая стали манить европейцев и во многом стали стимулом для дальнейших путешествий и географических открытий. К примеру, первооткрыватель Америки Христофор Колумб отправился в своё знаменитое плавание, вдохновлённый книгой Марко Поло.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Подводя итоги, следует отметить, что путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина существенно способствовали расширению знаний в Европе и России касательно государств, находящихся в глубине Азии, и активизации торговых отношений с ними. В некотором смысле, эти путешествия (в особенности сведения, добытые Марко Поло) стали прологом к Великим географическим открытиям.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Источники информации:

https://24smi.org/celebrity/5008-afanasii-nikitin.html

  Добавить текст Вернуть оригинал

http://www.hrono.ru/biograf/bio_n/nikitin_afan.php

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://tur-plus.ru/nikitin/nikitin-1.htm

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://sitekid.ru/planeta_zemlya/osvoenie_zemli/marko_polo.html

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://diletant.media/articles/45289808/

  Добавить текст Вернуть оригинал

4. Знания индейцев майя с точки зрения современных астрономов.

Одна из древнейших и высокоразвитых цивилизаций доколумбовой Америки – майя, до сих пор поражает современных исследователей своими научными знаниями и техническими достижениями. Огромные ступенчатые пирамиды, собственная письменность, сложнейшее искусство обработки камня и нефрита – вот далеко не полный перечень свидетельств необычайной развитости этого народа. Однако наибольший вклад майя сделали в развитие астрономии и математики. Причём немало их достижений опередили европейцев во времени на 500 – 700, а то и на тысячу лет.

  Добавить текст Вернуть оригинал

В первую очередь, следует подчеркнуть, что увлечения майя астрономией имело чисто практическое значение – вычисление периода, наиболее благоприятного для посева кукурузы. Дело в том, что природные условия Центральной Америки, где на протяжении столетий обитали майя, были довольно специфические. Проливные тропические ливни, длившиеся иногда по несколько месяцев, сменялись нестерпимой жарой. Неудачно выбранное время для засевания полей могло привести к неурожаю и голоду. Поэтому жрецы майя потратили не одно столетие, наблюдая за движениями небесных тел и природными циклами, и в конце концов создали свой знаменитый календарь, отличавшийся большой точностью (к примеру, длину года они определяли в 365 суток 5 часов 48 часов 40 секунд, что отличалось от астрономического года всего лишь на 6 секунд). О связи астрономии с сельским хозяйством свидетельствуют названия месяцев. Например, «сбор» (период сбора урожая), «олень» (начало охотничьего сезона), «облако» (начало сезона дождей).

  Добавить текст Вернуть оригинал

Для наблюдения за планетами и звёздами майя строили монументальные обсерватории (например, в Чичен-Ице, Паленке, Уашактуне). Следует отметить, что телескопы или иные оптические приборы им были неизвестны. Единственным используемым инструментом были скрещенные палки, с помощью которых фиксировались точки наблюдения. Жрецы знали, помимо Земли, пять планет Солнечной системы (Меркурий, Венеру, Марс, Юпитер и Сатурн), что в общем сопоставимо со знаниями тогдашних европейских и арабских астрономов (к примеру, следующая по отдалённости от Солнца планета Уран была открыта лишь в 1781 г.). Кроме того, имеющиеся знания позволяли высчитывать дни летнего и зимнего солнцестояния, а также весеннего и осеннего равноденствия. И более того, к IX в. майя могли предсказывать солнечные и лунные затмения (европейские астрономы смогли достичь этого уровня лишь к XVII в.). Жрецам также были известны зодиакальный круг и Полярная звезда, а также несколько десятков других созвездий.

  Добавить текст Вернуть оригинал

В общем, астрономические познания народов майя соответствовали знаниям средневековых ученых Старого света (Европы, Азии и Африки), а в некоторых аспектах – даже превосходили их.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Источники информации:

https://www.indiansworld.org/astronomy.html#.Yq6lFFBn2DY

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://history.wikireading.ru/amp89963

https://naked-science.ru/article/sci/poznaniya-mayya-v-astronomii-okazalis?amp

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://www.krainaz.org/2020-03/620-maya

  Добавить текст Вернуть оригинал

5. Йога и кунг-фу: учения или физические упражнения?

Восточные страны манили к себе европейцев не только материальными ценностями, но и богатой культурой, составными частями которых были различные философские учения и единоборства. При этом, их характерной чертой была их взаимосвязь и единение. Т.е. для восточных народов, духовное и физическое развитие человека представляли собой одно неразрывное целое. Классическим примером могут послужить индийская йога и китайское кунг-фу.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Йога, как совокупность различных духовных и физических действий, возникла приблизительно в IX – VIII вв. до н.э. с целью достижения человеком идеального психического состояния и здоровья. Её распространение было тесно связано с особенностями индуистского, а позже – и буддистского вероучения, в основе которых лежит стремление людей к достижению идеального состояния – нирваны. Дальнейшее распространение данного учения привело к появлению отдельных направлений, каждое из которых отличалось характерными особенностями: хатха-йога, джнана-йога, раджа-йога, бхакти-йога и карма-йога. Среди европейцев наибольшую популярность приобрела хатха-йога, с присущими ей асанами – специальными физическими упражнениями. Поэтому длительное время на Западе считалось, что йога – не более, чем особый вид гимнастики, крайне полезный для здоровья. Однако те, кто специально занимаются йогой, однозначно утверждают, что достижение психологического равновесия является необходимой частью успешных физических упражнений. Таким образом, развитие человеческого тела является не самоцелью, а лишь промежуточным инструментом для духовного развития человека. XX век породил ещё больший всплеск интереса к восточной культуре в целом, и к йоге в частности. Некоторые аспекты данного учения нашли своё отражение в сфере медицины, образования и даже искусства. Недаром, в 2016 г. международная организация ЮНЕСКО включила йогу в список шедевров устного и нематериального культурного наследия человечества.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Схожей является ситуация с кунг-фу. Сегодня под этим понятием подразумевают популярные китайские боевые искусства. Однако жители средневекового Китая рассматривали данный термин гораздо шире. Появление кунг-фу (другое название – ушу) связано с развитием отдельного религиозного вероучения – дзен-буддизма, возникшего приблизительно в V – VІ вв. в провинции Хенань. Именно здесь, в монастыре Шаолинь, буддистские монахи сформулировали важнейший принцип кунг-фу – духовного совершенства можно достичь с помощью физических упражнений и дисциплинированности. Т.е. упражнения, разработанные для укрепления тела и выносливости, должны были способствовать морально-нравственному самоочищению и достижения нирваны. На протяжении дальнейшего времени это учение постепенно дополнялось новыми аспектами: развитием воли, внутренней мотивации, самодисциплине, умении ждать и терпении. Соответственно, как и в случае с йогой, сами единоборства являются лишь составной частью кунг-фу, хотя и чрезвычайно важной.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Таким образом, можно смело констатировать, что китайское кунг-фу и индийская йога являются сложными философско-религиозными учениями, а сопутствующие им физические упражнения и единоборства – лишь средством на пути к их познанию.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Источники информации:

https://indiada.ru/yoga/yoga-philosofy.html

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://www.ayurvedaplus.ru/articles/29895/254669/

  Добавить текст Вернуть оригинал

http://mega-fight.ru/styles/kung-fu.html

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://shaolin-school.ru/training/kungfu-wushu.html

  Добавить текст Вернуть оригинал

6. Средневековые китайские изобретения, используемые и сегодня

Китай издревле славился высокоразвитой культурой и всегда считался передовой в техническом смысле цивилизацией. Средневековье вообще стало для китайских учёных и инженеров периодом потрясающих научных открытий и изобретений, которые оказали колоссальное влияние на ход мировой истории. Почти все они активно используются и в наши дни.

  Добавить текст Вернуть оригинал

В первую очередь, исследователи выделяют четыре великих изобретения, которые действительно коренным образом изменили жизнь человечества. К ним традиционно относят: порох, компас, бумага и книгопечатание. Благодаря появлению пороха в Х – ХІ вв. стало возможным создание огнестрельного оружия. И хотя сами китайцы использовали данное изобретение преимущественно для развлекательных целей (запуска фейерверков), их западные соседи – арабы по достоинству оценили боевой потенциал пороха и уже в XII веке начали делать первые пушки, стреляющие каменными ядрами. Дальнейшее распространение артиллерии и ручного огнестрельного оружия в европейских странах (аркебуз, мушкетов, пищалей) способствовали кардинальному изменению в военном деле (в частности, привели к исчезновению рыцарской конницы).

  Добавить текст Вернуть оригинал

Не менее важным по масштабам применения стало изобретение компаса. Впервые о магнитном приспособлении, которое позволяет определять стороны света, упоминается в 1044 г. на страницах одного китайского трактата. А уже через 100 лет, компас приобрёл современный вид. В Европе он получил распространение приблизительно в конце XIII – начале XIV вв. Данное новшество, в первую очередь, было необходимо морякам для навигации в открытом море (ранее мореплаватели могли ориентироваться только по солнцу и звёздам). Благодаря использованию компаса, моряки получили возможность отплывать от берегов на значительные расстояния без страха сбиться с курса и навсегда сгинуть в бескрайнем океане. Именно компас стал важнейшим импульсом для дальнейшего развития мореплавания и фактически способствовал Великим географическим открытиям конца XV – XVI вв.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Традиционно считается, что бумага была изобретена придворным чиновником Цай Лунем в 105 г. из волокон шелковичного дерева и отходов производства пеньки. Изначально китайцы использовали данное нововведение исключительно, как упаковочный материал, однако где-то с середины ІІІ в. бумагу начали использовать для письма. В средневековом Китае по достоинству оценили это полезнейшее изобретение. Из бумаги начали изготавливать мешочки для упаковки чая и специй, а позже – деньги (о бумажных деньгах упоминает в своей книге Марко Поло). К XI – XII вв. бумага появилась в европейских странах. Благодаря своей дешевизне и быстроте изготовления она начала быстро вытеснять пергамент. К XV в., подавляющее большинство книг и документов, изготавливались именно из бумаги.

  Добавить текст Вернуть оригинал

С распространением бумаги непосредственно связано четвёртое великое китайское изобретение – книгопечатание. Уже в VIII в. китайские умельцы, с помощью деревянных досок и металлических литер, наносили необходимые изображения на шёлк, а с IX в. – на бумагу. Постепенно приспособления для печати совершенствовались, а скорость печати книг – увеличивалась. Именно благодаря распространению книгопечатания стоимость книги существенно уменьшилась (рукописные книги были очень дорогие), и их могли приобрести даже люди среднего достатка. В перспективе, книгопечатание сделало возможным увеличение грамотности и образованности широких народных масс во многих странах мира.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Помимо этих четырёх великих изобретений китайцев можно назвать родоначальниками следующих новшеств: шёлка (натуральные шелковые ткани и сегодня являются национальным брендом Китая), лака (изготовлялся из специально обработанного экстракта лакового дерева), вилок (данный столовый прибор появился даже раньше знаменитых палочек для еды), макаронных изделий (китайская лапша до сих пор является популярнейшим блюдом во всём мире), водяного колеса (турбины в современных гидроэлектростанциях действуют по этому же принципу), воздушного змея (одно из наиболее популярных развлечений в разных уголках нашей планеты), фарфора (основной материал для производства посуды). Также следует отметить, что именно китайцы первыми стали выращивать такие сельскохозяйственные культуры, как чай, рис, сою и просо, а также использовать соль в процессе приготовления пищи.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Таким образом, технические изобретения китайцев свидетельствовали о высоком развитии данной цивилизации, а их распространение во всем мире способствовало дальнейшему развитию человечества, что непременно приводило к улучшению жизни и быта людей.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Источники информации:

https://metalspace.ru/education-career/education/referat/643-velikie-kitajskie-izobreteniya.amp.html

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://www.epochtimes.com.ua/ru/china/culture/velykye-yzobretenyja-drevnego-kytaja-92707.html

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://shansbooks.ru/spravochnik-kitaista/chetyre-velikikh-izobreteniya-kitaya-/

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 203

Ресурсы к главе

1. Прочитайте отрывок из произведения средневекового писателя Журдена де Северока и ответьте на Вопросы.

1) О каком периоде истории Индии пишет автор?

Автор, по всей видимости, пишет о периоде существования Делийского султаната (XIII – XV вв.), когда тюрки-мусульмане захватили власть в Индии и подчинили себе её население.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2) Как относились завоеватели к верованиям индусов?

Завоеватели-тюрки отрицательно относились к верованиям индусов: разоряли и закрывали местные храмы, а некоторые из них были переоборудованы в мусульманские мечети.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3) Почему это отношение было неблагожелательным?

Тюрки насаждали свою веру и порядки, потому что в этом была сама суть ислама. Мусульмане должны были нести своё вероучение другим народам, даже вопреки их желанию.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Прочитайте отрывок из средневековой китайской книги «Новая Танская история» и ответьте на Вопросы.

1) На что могли рассчитывать грамотные китайцы?

Грамотные китайцы имели возможность получить государственную должность, при условии успешного прохождения экзамена.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2) С какой целью император проводил отбор учеников?

Император проводил отбор учеников для того, чтобы важные государственные должности занимали только талантливые люди.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3) Выделите категории грамотных китайцев, расположив их в порядке возрастания образованности

К категориям грамотных китайцев следует отнести: способный подросток, рекомендуемый провинцией, знающий книгу «Обрядов», знающий одну историю, знающий три истории, знаток математики, знаток письменности, знаток законов, выдающийся учёный, даровитый учёный, знаток канонических книг, выдающийся талант.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. Рассмотрите иллюстрации и соотнесите их с регионами мира, которым посвящён параграф.

1 – Америка

2 – Африка

3 – Америка

4. Рассмотрите иллюстрации и соотнесите их с религиозными верованиями: А) буддизм – 3;

Б) индуизм – 1;

В) религия индейцев – 2.

5. Рассмотрите карту и выполните задания.

1) Какие средневековые государства отмечены на карте?

На данной карте изображены государства, которыми правили наследники Чингисхана.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Частью какой империи они являлись?

Указанные государства являлись частью Монгольской империи.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2) Сравните эту карту с современной и определите, какие государства сегодня располагаются на территории этой империи.

Сегодня на территории Монгольской империи находятся такие государства: Монголия, Китай, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан, Киргизстан, Пакистан, Афганистан, Иран, Ирак, Турция, Азербайджан, Армения, Грузия, Украина и Россия.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 207

Глава VI

Закат Средневековья

Главный вопрос главы

Голландский мыслитель Йохан Хёйзинга назвал свою книгу, посвящённую XIV—XV вв., «Осень Средневековья». Что хотел сказать учёный, сравнивая осень и позднее Средневековье?

  Добавить текст Вернуть оригинал

Скорее всего, учёный так называл последний этап существования Средневековья. Называя этот период «осенью», он, прежде всего, имел ввиду то, что эпоха Средних веков уже приходит к своему завершению, к финальной точке.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 208

Скачать ответ
Есть ошибка? Сообщи нам!

Решебники по другим предметам