ГДЗ по истории средних веков 6 класс Абрамов ФГОС | Страница 80

Авторы:
Год:2022-2023
Тип:учебник
Серия:Всеобщая история

Страница 80

Сформулируйте ответ на Главный вопрос главы.

В чём заключались особенности мусульманской цивилизации?

Особенность мусульманской цивилизации заключается в том, что она основана на идеях пророка Мухаммада, которые позже были записаны в Коран. Мусульманская цивилизация также базируется на арабском языке и письменности, которые также являются едиными для всех без исключения мусульман.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 80

Темы проектов

1. Харун ар-Рашид как историческое лицо и герой сказок «Тысяча и одна ночь»

Харун ар-Рашид (763 или 766 – 809), с династии Аббасидов, был арабским халифом, правившим с 786 по 809 г. Однако в мировую историю, а в особенности – в культуру, он вошёл, прежде всего, как герой популярного сборника арабских сказок, известного под названием «Тысяча и одна ночь». Однако при этом реальный Харун ар-Рашид сильно отличается от образа, созданного при сочинении и написании сказок. Тем более, что их создание растянулось на несколько столетий (приблизительно с IX по XVII в.), а впервые этот сборник сказок был опубликован в 1835 г. За это время каждый человек мог добавить в сюжет сказки что-то своё или убрать ему неподходящее. Так что в итоге от настоящего Харун ар-Рашида мало что осталось, а на страницах книги он появился в виде доброго и справедливого государя.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Если разговаривать о данном халифе, как об историческом персонаже, то его правление отличалось стабильностью и процветанием государства. Арабский халифат к концу VIII века достиг масимального расширения, и на тот момент был крупнейшим по территории государством мира. Сам Харун ар-Рашид не проводил крупных завоевательных походов (если не считать нескольких пограничных конфликтов с Византийской империей). Однако свою кипучую энергию он направил на развитие культуры и науки. В первую очередь, он покровительствовал поэзии и музыке. Одним из ближайших советников халифа стал известный в то время поэт Аббас ибн аль-Ахнаф (750 – 808). Также Харун ар-Рашида способствовал строительству и благоустройству новой столицы – Багдада, который был основан в 762 г. Именно благодаря действиям халифа, Багдад всего за несколько десятилетий превратился из небольшого городка в крупнейший культурный и научный центр всего мусульманского мира (этот факт нашел своё отражение и в сказках). Здесь был основан университет и большая библиотека. Помимо прочего, отсутствие внутренних конфликтов и стабильность способствовали бурному развитию торговли, ремёсел и сельского хозяйства на территории Арабского халифата.

  Добавить текст Вернуть оригинал

В целом историческая заслуга Харун ар-Рашида состоит в том, что он сумел сберечь наследие, доставшееся от предшественников. Этим он резко отличался от своих детей, которые сразу после смерти отца начали борьбу за власть. Так началась целая серия дворцовых переворотов и междоусобиц, которые завершились всеобщим ослаблением, а позже – распадом Арабского халифата на отдельные эмираты или халифаты. Возможно, именно поэтому Харун ар-Рашид остался в памяти арабского народа как последний правитель, при котором не было гражданских войн, а силу и авторитет Арабского халифата признавали во всём мире. Его смерть в 809 г. стала своеобразным рубежом, который отделил «золотой век» арабского государства от последующего периода нестабильности и внутренних конфликтов.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Народная любовь к Харун ар-Рашиду привела к тому, что в сказках он слишком идеализирован. Он показан исключительно положительным персонажем – мудрым и великодушным халифом, а также покровителем искусств. О его недостатках или о каких-то негативных чертах не сказано ни слова. В «Тысяче и одной ночи», в первую очередь, подчеркивается его забота о простом народе. Желая узнать нужды бедных слоёв населения, Харун ар-Рашид переодевается купцом и бродит по улицам столицы. Попутно с ним происходят различные приключения, которые являются не более, чем выдумками авторов. Также в сказках подчеркивается богатство и красота Багдада, а также Арабского халифата в целом.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Подводя итоги, следует отметить, что образ халифа Харун ар-Рашида – это классический пример того, как реальность переплетается с выдумкой, а настоящая история с красиво сочинённой легендой.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Источники информации:

https://bigenc.ru/world_history/text/4730537

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://biography.wikireading.ru/98498

http://www.world-history.ru/persons_about/1481.html

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Открытия арабских учёных, которыми мы пользуемся сегодня.

На отличие от Европы, для которой Средневековье действительно стало «тёмными веками», для мусульманского мира этот период как раз стал небывалым расцветом науки и культуры. Как это ни парадоксально, но арабы приложили гораздо больше усилий для сохранения и приумножения античного наследия, чем христианские императоры и короли. В отличие от европейских государей (за исключением разве что Карла Великого), халифы всячески покровительствовали учёным, писателям и философам. Поэтому и неудивительно, что немало изобретений, сделанных в Средние века арабами, широко используются и в современном мире.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Наибольшее распространение в мире, конечно же, получили, арабские цифры. По правде говоря, арабы просто усовершенствовали в VIII – IX вв. уже существовавшие раньше индийские знаки. Поэтому их иногда называют индоарабские цифры. Для арабов данная система знаков имела большое значение, поскольку математика (а в особенности – алгебра) получила огромное распространение в мусульманском мире. В это время же в европейских странах, для обозначения цифр использовали семь букв римского алфавита (I, V, X, L, C, D и M). Что было крайне неудобно при проведении различных математических расчётов. Первое проникновение арабских цифр в Западную Европу датируется X в., а массовое внедрение – уже в XIII – XIV вв.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Ещё одним важнейшим изобретением арабов, которое существенно повлияло на мировую историю, и которое активно используется до сих пор – это огнестрельное оружие. При этом главный его компонент – порох был изобретен в Китае. Однако использовать данное взрывчатое вещество в военных, а не в развлекательных (китайцы использовали порох для фейерверков) целях, додумались именно арабы. Первое описание огнестрельного оружия датируется XIII в. и содержится в трактате Шамс ад-Дина Мухаммада ал-Ансари ад-Димашки. В нём довольно подробно описан принцип действия мидфы (как вариант – модфы или мадфы) – прототипа пушки. Правда, стреляла она не привычными нам металлическими ядрами, а каменными. Мидфы получили большое распространение на Пиренейском полуострове. Так, в 1262 г. арабы, благодаря такой примитивной артиллерии, сумели разгромить войско кастильского короля Альфонса Х во время осады города Пуэбла. Правда, испанцы недолго остались в долгу и довольно быстро переняли технологию изготовления пороха, а также опыт применения пушек. В 1314 г. они применили их при осаде Гибралтара. А в 1320-х гг. первые образцы огнестрельного оружия появились в Италии, Франции и Англии и были усовершенствованы. Таким образом, арабам удалось открыть новую страницу в истории военного искусства и даже поспособствовать закату рыцарства как главного рода средневековых войск (выпущенная из мушкета или аркебузы пуля легко пробивала доспехи).

  Добавить текст Вернуть оригинал

Подтверждением того, что у арабов большое развитие получила медицина является то, что уже в Х в. ими был изобретен набор хирургических инструментов, который мало чем отличался от современного. В него входили скальпели, щипцы, зажимы, медицинские пилы, тонкие ножницы и т.п. Их создателем считается мусульманский врач Аль-Захрави (его ещё называют «отцом хирургии»).

  Добавить текст Вернуть оригинал

Поскольку для арабов, проживающих в условиях крайне засушливого климата, гигиена имела важнейшее значение, ими было создано первое в мире мыло и даже шампунь. Для их изготовления использовалась смесь растительного масла с ароматическими веществами и другими природными компонентами. В Европе о санитарии и элементарном мытье собственного тела никто не вспоминал ещё целое тысячелетие, о чём свидетельствовали постоянные эпидемии инфекционных болезней (чумы, холеры, дизентерии) и многочисленные накожные заболевания. Лишь с середины XVIII века в странах Запада начали использовать такое полезное изобретение арабов как мыло.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Помимо прочего, представители арабского народа считаются изобретателями авторучки (в данное время практически полностью вытесненные шариковыми ручками), парашюта (об этом быстро забыли и заново изобрели в конце ХІХ в.), ветряных мельниц и даже специального оптического прибора Ибн аль-Хайсама (это изобретение в ХIX в. использовали для создания первых фотоаппаратов).

  Добавить текст Вернуть оригинал

Источники информации:

https://fishki.net/1318960-kakie-izobretenija-podarili-miru-musulmane.html

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://islam.in.ua/ru/kultura/desyat-samyh-udivitelnyh-izobreteniy-musulman

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://islam-today.ru/blogi/ildar-muhamedzanov/poroh-izobreli-kitajcy-ognestrelnoe-oruzie-musulmane/

  Добавить текст Вернуть оригинал

http://www.t-media.msk.ru/b_04_poleznaya/0_Pages/istoriya_ognestrelnogo.html

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. Мусульманская мечеть и христианская церковь: сходство и различия.

Мусульманская мечеть и христианская церковь, несмотря на то, что относились к разным религиям и даже цивилизациям, имели некоторые общие черты. К примеру, контакты Арабского халифата с Византийской империей привели к тому, что при строительстве новых мечетей начали использовать такой элемент как купол. Даже минареты в чем-то напоминали колокольни в христианских храмах. Тем более их функция была аналогичная – созыв верующих на предстоящее богослужение. Схожими по своему назначению являются христианский алтарь и мусульманский минбар, поскольку они обычно находятся на возвышении и используются для произношения проповедей во время богослужений.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Но всё же различий между мечетями и церквями было больше, чем сходных черт. Во-первых, отличительной чертой всех христианских храмов является использование икон, фресок или мозаик. Однако ислам категорически запрещает любые проявление портретной живописи и даже изображения животных. Поэтому мечети украшались арабскими письменами – изречениями из Корана и различными орнаментами. Во-вторых, главным символом христиан является крест, а у мусульман – полумесяц. Поэтому в церквях кресты присутствуют повсеместно, начиная от украшения купола и заканчивая внутренним убранством. В мечетях эту функцию выполняло изображение полумесяца. В-третьих, поскольку мусульмане важнейшее значение придавали гигиене, поэтому обязательным элементом любой мечети было место для ритуального омовения – фонтан, колодец, родник и т.п. В христианских храмах ничего подобного нет.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Таким образом, определённое сходство исламского и христианского вероучения, а также взаимные контакты привели к тому, что между храмами и мечетями были некоторые схожие элементы. Однако различия всё же являются более существенными и глубокими.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Источники информации:

https://pravoslavium.ru/islam-i-xristianstvo-sxodstva-i-razlichiya/

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://gdz.one/questions/823.html

https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2019/05/15/arhitektura-hristianstva-i-islama-shodstva-i-razlichiya-kultovyh

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://m-eng.ru/buildings/chem-otlichaetsya-mechet-ot-cerkvi-shodstva-i-razlichiya-v.html

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://vashurok.ru/questions/v-chyom-shodstvo-i-razlichie-mezhdu-hristianskoy-tserkvi-i-mecheti

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 80

Ресурсы к главе

1. Прочитайте отрывок текста из статьи литературоведа И.М. Фильштинского «Вечно юная сказка» и выполните задания.

1) Почему именно Харун ар-Рашид стал героем сборника сказок «Тысяча и одна ночь»?

Харун ар-Рашид стал героем сборника сказок «Тысяча и одна ночь» потому, что он фактически был последним арабским халифом, чье правление обошлось без войн и междоусобиц. Поэтому в народной памяти он остался как мудрый и справедливый правитель.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2) Соответствовал ли сказочный образ реальному?

Сказочный персонаж Харун ар-Рашид существенно отличался от реального персонажа. На самом деле этот халиф хоть и был мудрым правителем, но все же далеким от народа. Большую часть жизни провел в роскоши и благополучии, проживая в своей загородной резиденции.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Рассмотрите иллюстрации и выполните задание

Соотнесите иллюстрации и понятия:

А) минарет – 3;

Б) минбар – 1;

В) фонтан для омовения – 4;

Г) михраб – 2.

3. Рассмотрите карту и выполните задания.

1) Какими буквами обозначены на карте владения арабов при Мухаммаде; завоевания первых халифов; завоевания эпохи Омейядов?

  Добавить текст Вернуть оригинал

Владения арабов при Мухаммаде обозначены на карте буквой А, завоевания первых халифов – буквой Б, а завоевания эпохи Омейядов – буквой В.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2) Что обозначают цифры на карте?

Цифрами на карте показаны столицы Арабского халифата в разные периоды его существования. 1 – Меккка, столица в эпоху правления «праведных халифов», 2 – Дамаск, столица времен династии Омейядов, 3 – Багдад, столица халифов с династии Аббасидов.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3) Какими буквами обозначены страны, с которыми мусульманам пришлось сражаться? Назовите отмеченные страны.

Страны, с которыми мусульманам пришлось сражаться обозначены на карте буквами Б (Иран), Г (Византийская империя) и Д (Франкское королевство).

  Добавить текст Вернуть оригинал

4)* Соотнесите эту карту с современной. Какие современные государства являются частью мусульманской цивилизации?

Сегодня к мусульманской цивилизации относятся более 40 государств. Они расположены преимущественно в Западной, Южной и Юго-Восточной Азии, а также в Северной Африке. Крупнейшими государствами, в которой большинство населения исповедует ислам, являются: Индонезия, Иран, Ирак, Пакистан, Афганистан, Казахстан, Саудовская Аравия, Турция, Сирия, Египет, Ливия, Алжир, Судан и Марокко.

  Добавить текст Вернуть оригинал
Скачать ответ
Есть ошибка? Сообщи нам!

Решебники по другим предметам