ГДЗ по истории нового времени 7 класс Юдовская §5

Авторы:
Год:2020
Тип:учебник
Серия:Всеобщая история
Нужно другое издание?

§5

Вопрос в начале параграфа

Назовите слои населения, жившие в европейской деревне в XIV-XV вв. Каким было имущественное и правовое положение крестьян? Что являлось источником существования для дворянства? Охарактеризуйте городское население и его занятия в эпоху Средневековья.

  Добавить текст Вернуть оригинал

В Средние века в деревне жили феодалы и крестьяне. Каждый двор крестьян имел жилище, хозяйственные постройки; к двору примыкал приусадебный участок: сад, огород, виноградник. Крестьянский дом строили из деревянных жердей, обстановка дома состояла из грубо сколоченного стола, скамей вдоль стен, сундука для хранения праздничной одежды. За пользование землей зависимые крестьяне должны были нести повинности (принудительные обязанности). Главными повинностями зависимых крестьян были барщина и оброк. Барщиной называли все работы крестьян в хозяйстве помещика: они обрабатывали господскую пашню, строили и чинили его дом, мосты, чистили пруды, ловили рыбу. Крестьяне должны были отдавать владельцу вотчины оброк – долю продуктов своего хозяйства, а также изготовленные ими изделия. Господа имели право судить людей, которые жили в их владениях и которые были поземельно зависимыми крестьянами. Самым тяжелым было положение лично зависимых крестьян. Без разрешения господина они не могли покинуть деревню, продать или передать другим людям свой надел, уйти в монастырь.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Источником существования дворянства были повинности крестьянства, прибыль от сдачи в аренду земель и торговли.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Городом управляли богачи – купцы, владельцы кораблей и домов, земельных участков. Они заседали в городском совете. Семьи богатых горожан роднились между собой. Постепенно они выделялись в городскую знать – их называли патрициями. Патриции, проживавшие в городах, занимались торговлей, покупали торговые корабли, сдавали свои земли в аренду под лавки, мастерские и кабаки. Ремесленники объединялись в цеха. Из округи в города стекалось множество голодающих, бежавших из деревень. Они становились подёнщиками, слугами, матросами.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 58

Вопросы в конце параграфа

1. Выпишите термины: а) обозначающие новые занятия; 6) обозначающие новые слои населения.

а) Откупщики, батраки, фермеры.

б) Буржуазия, джентри (новое дворянство), сельские предприниматели-капиталисты.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Как развитие предпринимательской деятельности повлияло на состав общества в городе и деревне?

Развитие предпринимательской деятельности привело к увеличению общего количества и богатства предпринимателей-капиталистов, в деревнях выделились фермеры (крестьяне, использовавшие наемный труд).

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. Сравните положение европейских крестьян в начале Нового времени с положением крестьян в эпоху Средневековья.

Если в Средневековье крестьяне в основном были лично зависимы, то к началу Нового времени, с разрушением сеньориальных отношений, в своем подавляющем большинстве они стали лично свободны. С развитием товарно-денежных отношений крестьяне брали землю в аренду. Чтобы получить необходимые деньги, крестьянину все чаще приходилось обращаться к рынку – продавать свои продукты. Зажиточные крестьяне использовали наемных работников – батраков. Таких крестьян, использовавших наемный труд и технику, называют фермерами. В деревне произошло имущественное расслоение: одни крестьяне богатели, другие разорялись.

  Добавить текст Вернуть оригинал

4. За счёт каких социальных групп шло формирование буржуазии и наёмных рабочих?

Буржуазия формировалась за счет капиталистических предпринимателей (купцы, банкиры, откупщики). Наемные рабочие формировались из сельского населения, бродяг, нищих.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 58

Подумайте

1. Обсудите в классе, существовала ли связь между Великими географическими открытиями и рождением капитализма.

Великие географические открытия привели к потоку денег, товаров. Это способствовало развитию товарно-денежных отношений, складывался единый мировой рынок, что становилось предпосылками для зарождения капитализма.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Какие слои населения не смогли улучшить своё материальное положение в раннее Новое время? Подумайте почему.

Крестьянство, так как, получив личную свободу, они попадали под влияние сеньоров и были вынуждены нести в пользу господина различные повинности, денежные и натуральные, за пользование землей. Свое положение не улучшили бродяги и нищие, которые становились дешевой рабочей силой.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. Поработайте в парах. Дайте оценку процессу огораживаний. Один из вас должен подобрать доказательства (факты, доводы) в пользу проведения огораживаний, а другой – против этого процесса. Сделайте вывод.

  Добавить текст Вернуть оригинал

«За огораживания»: процесс огораживания привел к созданию сырьевой базы, которая стала одной из причин научно-технического прогресса; это позволило поставлять на рынок продукты питания (мясо, молочные продукты, хлеб и другое); был сформирован новый слой – джентри (новое дворянство).

  Добавить текст Вернуть оригинал

«Против огораживания»: процесс огораживания приводил к разорению крестьян, что заставляло их идти работать батраками; процесс огораживания привел к уменьшению пахотных земель.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Вывод: процесс огораживания привел к разорению многих крестьян, но способствовал развитию капитализма и создал базу для дальнейшего научно-технического прогресса.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 58

Комиссия по расследованию дел об огораживании. 1517 г. (Из королевской грамоты)

Вопрос к тексту.

Деревни и хутора пришли в запустение, крестьяне были разорены, земледелие и скотоводство в этих местах прекратились. Авторы документа негативно оценивают процесс огораживания. Королевские чиновники столкнулись с тем, что крестьяне были разорены, что накаляло социальную обстановку.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 59

Повседневная жизнь. Материал для самостоятельного изучения

Вопросы в начале параграфа

Вспомните основные черты повседневной жизни крестьян и горожан в период Средневековья.

Крестьяне жили в общинах, постоянно находились в работе. Крестьяне сами строили жилища, делали мебель и предметы быта; крестьянки обрабатывали продукты питания, пряли, ткали, шили грубую одежду из льна, шерсти, кожи. В крестьянском хозяйстве преобладали домашняя птица и мелкий скот. Горожане высоко ценили время: ведь от него зависело накопление богатств. Горожане устраивали во дворах сады и огороды. На домах были фигурки, обозначавшие занятие владельца.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 63

Вопросы в конце параграфа

1. Почему в ранее Новое время люди не могли быть уверенны в завтрашнем днем? Какие события вызывали у них страх и беспокойство?

  Добавить текст Вернуть оригинал

Постоянные войны, которые грозили разорением, грабежом, насилием убийствами. Другой причиной неуверенности и страха людей был голод или его угроза. Страх вызывали эпидемии, в первую очередь, чумы и оспы. Чувство страха и неуверенности поддерживалось чередой этих бедствий.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Объясните, почему молитва французских крестьян начиналась словами: «Избави нас, Господи, от чумы, голода и войны».

Повседневными врагами человека в XVII в. были чума, голод и война. Постоянные войны рождали у населения чувство неуверенности и страха. Войны грозили разорением, грабежом, насилием, убийствами. Голод был частым гостем в основном из-за крайне низких урожаев. Эпидемии чумы и оспы косили людей.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. Почему в XVII в. люди часто болели?

Низкий уровень личной гигиены и почти полное отсутствие медицинской помощи. Нижнее белье вошло в повседневный быт только в XVIII в. Сложнее обстояло дело с мытьем, так как бани сохранялись лишь как место лечения. Распространению эпидемий способствовало и отсутствие канализации.

  Добавить текст Вернуть оригинал

4. Поясните, как вы понимаете выражение: «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, кто ты есть»?

Питание европейцев зависело во многом от имущественного положения семьи. В домах богатых людей и в те времена пища была разнообразной и обильной. Картофель считался пищей бедняков.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 63

Подумайте

1. Как вы понимаете выражение «столетия редкого человека»?

В «Столетия редкого человека» европейское население росло медленно, либо вовсе не росло. Особенно высока была смертность среди новорожденных. Средняя продолжительность жизни составляла 30 лет.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Какими причинами вы можете объяснить медленный рост численности населения в Европе в XVI – XVII вв.?

Постоянные войны и голод. Низкий уровень медицины и почти полное отсутствие медицинской помощи способствовали размаху эпидемий.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. Обсудите в классе, произошли ли изменения в повседневной жизни человека в XVI – XVII вв. по сравнению с эпохой Средневековья.

  Добавить текст Вернуть оригинал

На протяжении XVI-XVII вв. население постоянно сопровождали войны, голод, эпидемии чумы. В городах практически исчезли бани, либо сохранялись как место лечения. В XVI-XVII вв. в Европе возрастает потребление сахара. В это время уже существовали кулинарные книги и умелые повара.

  Добавить текст Вернуть оригинал

4. Подготовьте и проведите экскурсию по Лондону XVII в. по одной из тем: «Лондон XVII в. – самый большой европейский город», «Лондон крупный торговый центр», «В гостях у лондонского богача», «В гостях у лондонского бедняка», «Развлечения лондонцев». Используйте дополнительные материалы учебника и интернет-ресурсы.

  Добавить текст Вернуть оригинал

«Лондон XVII в. – самый большой европейский город».

  Добавить текст Вернуть оригинал

Лондон – самый большой европейский город. К 1700 г. здесь проживала десятая часть населения страны, примерно 550 тыс. человек. Город рос, несмотря на высокую смертность населения от чумы и других эпидемий. Лондон состоял из нескольких частей: Сити, деловой центр города; Вестминстер, район, где обитали король, парламент и богачи; вдоль Темзы тянулись кварталы, заселенные простолюдинами; на левом берегу располагалось предместье Саутуорк с узкими улицами, где находились и некоторые театры (в Лондоне было шестнадцать театров). В застройке города широко применялся кирпич. Крыши покрывались черепицей. Улицы делались широкими, строились новые площади. Однако Лондон был грязным, уборка улиц производилась крайне редко. Город ночью освещался лунным светом, лишь к концу XVII в. впервые улицы стали освещаться масляными фонарями. Лондон – крупный торговый центр и славился своими рынками. Самым большим был Лондонский крытый рынок.

  Добавить текст Вернуть оригинал

«В гостях у лондонского богача».

Богатые дома делились на парадную и жилую части. В первой принимали гостей, вторая служила для жизни семьи. Все комнаты, спальни были проходными. В таких домах большие окна, в которые вставлялись стекла. Посетим парадную часть дома. Нарядная лепнина, стены обои обклеены бумажными обоями, полы покрыты керамической плиткой, в главной парадной комнате на полу деревянный паркет. Здесь же и великолепный камин. Мебель была изготовлена из дорогих пород дерева.

  Добавить текст Вернуть оригинал

«Развлечения лондонцев».

В свободное время – в нерабочие дни – лондонцы любили принимать участие в уличных развлечениях. Акробаты балансировали на флюгере, укрепленном на шпиле собора Святого Павла; на площадях устраивались выставки собак, петушиные, кабаньи и крысиные бои; демонстрировали свое искусство жонглеры и фокусники; по улицам на длинных веревках водили медведей и обезьянок. К услугам зрителей были балаганы, в которых показывали великанов и карликов, двухголовую женщину и прочие «чудеса». Любовью лондонского простонародья пользовались уличные исполнители баллад, выступавшие по вечерам под аккомпанемент флейты или гитары. Начиная с раннего Средневековья практиковалась стрельба из лука, футбол, метание камней. Одним из любимых развлечений лондонцев было посещение публичных казней. Современники отмечали, что Лондон стал городом виселиц. Приговоренных везли в открытой повозке, и их сопровождала огромная толпа народа. После казни толпа набрасывалась на тела казненных, поскольку считалось, что прикосновение к ним может исцелить от болезни. «Чистая» публика развлекалась по-иному – к ее услугам уже в XVII в. для прогулок созданы парки, популярностью пользовались скачки, кулачные бои и, конечно, театральные спектакли.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 69

Великие гуманисты Европы. Материал для самостоятельного изучения

Вопросы в начале параграфа

Почему деятелей новой культуры называли гуманистами, а время, когда возникла и развивалась новая культура, – Возрождением? Как гуманисты относились к античной культуре, природе, человеку? Что нового внесла в общественную жизнь культура Возрождения?

  Добавить текст Вернуть оригинал

Гуманисты – «любители мудрости». Эпохой Возрождения называли время, когда гуманисты обращались к античному искусству и науке, возрождали античную культуру. Гуманисты изучали латинский и греческий языки, разыскивали античные статуи, переписывали и изучали античные рукописи, тратя на это свободное время и деньги. Гуманисты создали новое учение о человеке. Человек, считали они, — это лучшее и главное создание, «венец творения» Бога, которого они нередко отождествляли с природой. Они считали, что человек может и должен добиться величия и счастья уже в земной жизни. Идеал гуманистов – «универсальный человек», то есть такой, который достиг совершенства во всем: в физической силе и красоте, в философии и других науках и искусствах, в воинском мастерстве и во многом другом. Природа в понимании гуманистов есть неотъемлемая его часть. Культура Возрождения утвердила активную человеческую личность, предпринимательский дух.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 73

Вопросы в конце параграфа

1. Какой процесс называют обмирщением сознания?

Под процессом обмирщения сознания подразумевается обращение человека, его мыслей к земной, мирской жизни.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Кого называли гуманистом в раннее Новое время?

Гуманистами называли сторонников взглядов, обращенных не только к загробному миру, но и к земной, мирской жизни.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. Расскажите, чем прославили себя и свою эпоху Эразм Роттердамский, Т. Мор, Ф. Рабле?

Эразм Роттердамский, будучи знатоком латыни, комментировал сочинения древних писателей, показывая, как позднейшие невежественные толкования извратили их подлинный смысл; составил сборник греческих и латинских поговорок, давая возможность читателю проникнуть в мир подлинной античной культуры. Самым знаменитым творением стала книга «Похвала Глупости». Главная героиня госпожа Глупость, одетая в мантию ученого, произносит хвалебную речь самой себе. «Похвала Глупости» стала своеобразным вкладом Эразма Роттердамского в утверждение новых гуманистических идеалов. Томас Мор написал и опубликовал «Золотую книгу, столь же полезную, как и приятную, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». Автор описал идеальное государство, продумав мельчайшие детали устройства жизни его граждан. Франсуа Рабле создал роман «Гаргантюа и Пантагрюэль». Роман возрождал старинные традиции народных представлений, во время которых шуты веселили народ и высмеивали тупость, уродство, ханжество власть имущих.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 73

Подумайте

1. Как вы понимаете слова: «Я ставлю тебя в центре мира»?

Гуманисты ставили человека в центр Вселенной. Человек сам решал свою судьбу, только он мог изменить окружающий мир.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Как вы думаете, какие идеалы античной культуры были близки великим гуманистам Европы? Объясните свою точку зрения.

Гуманистам были близки античные идеалы приоритета общественных выгод и благ. Эти идеи ложились в основу мировоззрения гуманистов.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. Как вы считаете, какую цель мог преследовать Пётр I, давший распоряжение о переводе и печатании книги Э. Роттердамского?

  Добавить текст Вернуть оригинал

Петр I преследовал цель установления гуманистических идеалов в России, стремился изменить общество, добиться активной деятельности чиновников.

  Добавить текст Вернуть оригинал

4. Начните работу над проектом «Возрождение человека». Подготовьте рассказ о судьбе одного из европейских гуманистов (Эразм Роттердамский, Т. Мор, Ф. Рабле, М. Монтень).

  Добавить текст Вернуть оригинал

Франсуа Рабле (1494-1553) – французский писатель, редактор, врач. Один из величайших сатириков, автор романа «Гаргантюа и Пантагрюэль».

  Добавить текст Вернуть оригинал

Франсуа Рабле родился около 1494 года, в Шиноне, где его отец работал адвокатом. В детском возрасте Франсуа был отдан послушником в монастырь францисканцев в Фонтене-ле-Конт. Там он изучал древнегреческий и латинский языки, естественные науки, филологию и право, заслужив своими изысканиями известность и уважение среди своих современников-гуманистов. Со временем Рабле перешел в бенедиктинский монастырь в Мальезе. Позднее он отправился учиться медицине в университетах Пуатье и Монпелье. В 1532 году он опубликовал свою первую книгу – «Пантагрюэль». В 1534 году последовала ее предыстория – «Гаргантюа». Оба произведения были осуждены богословами Сорбонны и католическими клириками за свое сатирическое содержание. Третья часть была запрещена. Рабле часто путешествовал в Рим, жил некоторое время в Турине. В конце жизни Рабле жил в Меце, был назначен викарием в Сен-Кристоф-дю-Жамбе и Мёдона. Франсуа Рабле был одним из замечательнейших писателей своей эпохи, и является самым верным и живым отражением ее. Орудие сатиры Рабле – смех1.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 74

Противны мне и владычество и покорность

Вопрос к тексту.

Монтень в своем собрании рассуждений «Опыты» гневно обрушивается на суеверия, предостерегает от бесцельного существования, напоминает, что жизнь – величайший дар. Он выступает против покорности и владычества, которые крайне противоположны друг другу. Он призывает к золотой середине, брать за ценность мироздания самого человека и его дух.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 75

Прогулки по Вечному городу

Вопрос к иллюстрации.

Найдите на изображениях зданий (с. 76, 77) архитектурные детали, характерные для эпохи Античности.

Ротонда, колонны дорического ордера.

Вопрос к иллюстрации.

Определите общие черты организации пространства, характерные для площади собора Святого Петра и Версальского дворца (найдите иллюстрацию в Интернете).

  Добавить текст Вернуть оригинал

Широкая площадь перед собором и дворцом, посередине которой либо обелиск (собор Святого Петра), либо фонтан (Версальский дворец). Главный фасад зданий выходит к площади.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Вопрос к тексту.

Как вы думаете, почему Рим называют Вечным городом? Свой ответ обоснуйте.

Рим – один из старейших городов мира, который, несмотря на многочисленные войны, набеги кочевников, сумел не только сохраниться сам, но и сохранить античное наследие для будущих поколений. Так, например, древний Колизей по-прежнему является главным украшением Вечного города.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 78

Скачать ответ
Есть ошибка? Сообщи нам!

Решебники по другим предметам