ГДЗ по истории 7 класс Морозов §7

Авторы:
Год:2021
Тип:учебник
Серия:история Нового времени

§7

Начало Реформации: Лютер против папы

Главный вопрос параграфа

Почему призыв Мартина Лютера к обновлению христианства был услышан и многими поддержан?

Призыв Мартина Лютера к обновлению христианства был услышан и многими поддержан, потому что значительная часть населения тогдашней Европы уже давно была очень недовольна пороками и недостатками католического духовенства, а также чрезмерным богатством и корыстолюбием церкви в целом.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 67

Вопросы и задания к иллюстрациям, схемам, картам

С опорой на текст параграфа объясните смысл рисунков.

Смысл рисунков заключается в том, что, торгуя индульгенциями, римский папа фактически становится таким же, как и Антихрист.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 68

Вопросы и задания к иллюстрациям, схемам, картам

Какой фрагмент текста параграфа изображён на картине? Какие эмоции вызвало выступление Лютера у собравшихся?

На картине изображён текст параграфа, в котором говорится о Вормском рейхстаге 1521 г. Выступление Лютера вызвало у собравшихся осуждение и даже злобу.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 68

Вопросы и задания к пункту параграфа

1. Как католическая церковь обосновывала возможность отпущения грехов за деньги и почему такая практика получила распространение?

  Добавить текст Вернуть оригинал

Католическая церковь обосновывала возможность отпущения грехов за деньги, поскольку считала вполне естественным дарить Божью благодать для помилования грешников, в обмен на денежное пожертвование во благо церкви. Однако, данная практика получила широкое распространение благодаря стремлению папы Льва Х собрать с верующих как можно больше средств для строительства нового собора Святого Петра в Риме.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Почему папа римский Лев X отказался дискутировать с М. Лютером?

Лев X отказался дискутировать с М. Лютером, потому что не хотел отказываться от такого прибыльного занятия, как торговля индульгенциями. Тем более, что для папы римского это было бы крайне унизительно подчиниться требованиям простого немецкого священника.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 69

Вопросы и задания к иллюстрациям, схемам, картам

Найдите на картине символические изображения требований Реформации: Лютер (1) проповедует с кафедры, обращаясь с посланием непосредственно к Богу Отцу (2), Христу (3) и Агнцу (4). Напротив него представлены те два таинства, которые на основе Библии (5) признаёт лютеранская церковь: крещение (6) и причащение (7) (миряне причащаются хлебом и вином). Персонаж на переднем плане, несущий крест — это покровитель Мартина Лютера курфюрст Иоганн Фридрих Саксонский (8).

  Добавить текст Вернуть оригинал

1 – кафедра, с которой проповедует Мартин Лютер, находится в правой части картины.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2 – Бог Отец находиться в левом верхнем углу.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3 – Христос находится чуть ниже Бога Отца, распятый на кресте.

  Добавить текст Вернуть оригинал

4 – Агнец находится как раз посередине между Мартином Лютером и Богом Отцом.

  Добавить текст Вернуть оригинал

5 – Библию держит в руках Мартин Лютер.

6 – таинство крещения изображено справа от распятого Христа.

  Добавить текст Вернуть оригинал

7 – таинство причащения изображено ниже распятого Христа.

  Добавить текст Вернуть оригинал

8 – курфюрст Иоганн Фридрих Саксонский, с крестом на плечах, изображен среди толпы людей, ниже кафедры Мартина Лютера.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 70

Вопросы и задания к пункту параграфа

1. Что М. Лютер считал в христианстве главным, а что — второстепенным и даже вредным?

М. Лютер считал главным в христианстве Библию (Слово Божье), второстепенным – Сочинения Отцов Церкви, решения римских пап и церковных соборов, а вредным – церковь и духовенство.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Почему Лютер и его последователи видели себя не новаторами, а приверженцами традиции?

Лютер и его последователи видели себя не новаторами, поскольку они утверждали, что пытаются возродить традиции раннего христианства, которое отличалось простотой и скромностью.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 71

Вопросы и задания к иллюстрациям, схемам, картам

С опорой на карикатуры сформулируйте, что вызывало недовольство Римской католической церковью.

Недовольство Римской католической церковью среди верующих вызывало то, что духовенство погрязло в грехах, пороках и богатстве.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 72

Вопросы и задания к пункту параграфа

1. Что такое Реформация?

Реформация – общественное движение, целью которого было обновление католической церкви, избавление её от существующих недостатков.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Что в действиях католической церкви вызывало недовольство у жителей Германии?

Жителям Германии не нравилось то, что священники и монахи вели аморальный образ жизни, а также большое количество налогов и поборов в пользу церкви. Также среди светских князей вызывало зависть наличие у церкви огромных земельных угодий, а среди экономных бюргеров вызывали раздражение пышные церковные обряды и чрезмерно богатое убранство католических храмов.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 72

Вопросы и задания в конце параграфа

1. Придумайте вопросы к иллюстрациям в начале параграфа.

1) В чём заключалась истинная вина Яна Гуса?

  Добавить текст Вернуть оригинал

2) Почему римский папа объявил Мартина Лютера еретиком?

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Расположите в хронологической последовательности следующие события:

1) публикация М. Лютером «95 тезисов»;

2) отлучение М. Лютера от церкви;

3) Вормсский рейхстаг;

4) взятие Рима войсками Карла V.

3. Отечественный историк XIX – XX вв. Н. И. Кареев писал: «Термин, которым в XVI в. стали обозначать почти исключительно церковные преобразования, совершавшиеся в то время, первоначально, в XV в., прилагался вообще ко всякого рода государственным и общественным преобразованиям». О каком термине идёт речь? Какую особенность его использования в прошлом отметил учёный?

  Добавить текст Вернуть оригинал

Речь идёт о реформации. Учёный отметил, что в XV в. под этим термином подразумевали изменения в государстве и обществе (например, военные реформы, или реформы государственного управления), а в XVI в. – церковные преобразования.

  Добавить текст Вернуть оригинал

4. Сравните учение М. Лютера и традиционный католицизм, найдите черты сходства (не менее двух) и различия (не менее трёх).

  Добавить текст Вернуть оригинал

Сходствами учения Мартина Лютера и традиционного католицизма была вера в триединство Бога и богочеловеческую природу Иисуса Христа. Что касается различий, то среди них следует отметить: провозглашение Лютером Библии единственным источником божественного откровения (католическая церковь к ним причисляла не только Библию, но и сочинения Отцов Церкви, решения римских пап и церковных соборов); отказ от пяти церковных таинств (в отличие от католической церкви, Лютер признавал только крещение и причащение); необходимость перевода Библии с латыни на языки других народов и проведение богослужений на родном языке (католическая церковь запрещала переводить Библию с латыни на другие языки и использовать в ходе богослужения другие языки, кроме латыни).

  Добавить текст Вернуть оригинал

5. Укажите причины Реформации, выделите среди них объективные (не зависящие от воли и желания людей) и субъективные (зависят от воли людей, их намерений).

  Добавить текст Вернуть оригинал

Объективными причинами Реформации является недовольство широких народных масс аморальным поведением католического духовенства, стремление церкви к обогащению любым путём, а также желание светских властей заполучить обширные земельные владения, принадлежащие церкви. Субъективными причинами Реформации можно назвать настойчивость Мартина Лютера и его уверенность в своей правоте, а также упрямство папы Льва X, нежелающего исправить проблемы, перечисленные в «95 тезисах». Вполне возможно, если глава католической церкви проявил бы мудрость и прислушался к замечаниям Лютера, никакой Реформации не произошло бы.

  Добавить текст Вернуть оригинал

6. Какие гуманистические представления подготовили почву для Реформации?

Для Реформации подготовили почву те гуманистические представления, в которых осуждалось католическое духовенство и церковь за их корыстолюбие, безнравственность, невежество и нетерпимость ко всему новому.

  Добавить текст Вернуть оригинал

7. Можно ли назвать случайностью то, что Реформация началась с протеста против индульгенций?

То, что Реформация началась с протеста против индульгенций, было не случайностью, а закономерностью. Циничная торговля прощением грехов стала последней каплей, которая подорвала терпение простых христиан. И в прежние времена немало верующих критиковали представителей католического духовенства за невежество, жадность и распущенность. Церковные налоги и поборы тоже ни для кого не были новостью. Их платили уже не одно столетие. Однако массовая торговля индульгенциями стала вершиной корыстолюбия церкви, которая сама же призывала людей жить в скромности и бедности. Это вызвало справедливый гнев среди простого народа.

  Добавить текст Вернуть оригинал

8. Почему Реформация началась именно в Германии?

Реформация началась в Германии, потому что именно в этой стране недовольство католической церковью было особенно сильным. В отличие от централизованных Франции и Англии, власть императора была очень слабой, и он просто не мог ограничить чрезмерные притязания папы римского. Как следствие, немецкие земли приносили больше всего доходов в церковную казну, что естественно не нравилось практически всем сословиям немецкого общества.

  Добавить текст Вернуть оригинал

9*. Одним из главных противников М. Лютера был Иоганн Экк. В молодости они были дружны, но позже их пути разошлись. В 1519 г. состоялся знаменитый Лейпцигский диспут между Лютером и Экком, ставший одним из ключевых событий Реформации. Соберите дополнительную информацию об И. Экке и Лейпцигском диспуте, попытайтесь воспроизвести некоторые аргументы сторон и вместе с одноклассниками разыграйте эпизод диспута.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Иоганн Экк

Уважаемые присутствующие! Сегодня я хочу доказать, что присутствующий на этом собрании, мой хороший знакомый, Мартин Лютер, на самом деле не является борцом за правду, а всего лишь – самым обычным еретиком, место которому – костёр.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Мартин Лютер

Мой дорогой друг. Именно так я когда-то к тебе относился. Но уже не могу так назвать тебя. Те вещи, о которых я говорю третий год – они правдивы. То, что я изложил в «95 тезисах» – это не просто плод моих размышлений, а самая настоящая истина. Церковь, которая должна служить для каждого христианина образцом праведности, уже не одно столетие погрязла во лжи и всевозможных пороках.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Иоганн Экк

И что это за пороки? Назови их ещё раз. Пусть все ещё раз услышат твои богомерзкие высказывания.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Мартин Лютер

Я называл уже тысячу раз, и назову снова. Наша святая католическая церковь призывает верующих жить в простоте, скромности и послушании, но сама при этом обладает колоссальными богатствами. Где написано в Библии, что последователи Христа должны иметь такие огромные наделы? Разве это справедливо, предаваться роскоши в то время, как большинство населения страдает от голода и нищеты? А моральный облик служителей церкви? Ведь не только простые священники и монахи предаются пьянству, обжорству и разврату, но даже уважаемые епископы и аббаты. Как должен после этого народ относиться к церкви?

  Добавить текст Вернуть оригинал

Иоганн Экк

Все люди грешны. Немало среди них людей слабых духом и недостаточно твёрдых в своих убеждениях. Но Иисус завещал прощать заблудших. И ни в коем случае не разрушать его главное детище – христианскую церковь.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Мартин Лютер

Я не хочу уничтожать нашу церковь. Я хочу сделать её лучше. Хочу её реформировать.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Иоганн Экк

Такие вещи может предлагать лишь наш святой отец – римский папа. Только он решает такие вещи. И никто другой. А мы – лишь скромные служители Христа.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Мартин Лютер

Папа? Тот папа, который в погоне за наполнением церковной казны, организовал бесстыдную торговлю индульгенциями? Господи, разве это мыслимо: продавать Божье прощение за деньги? Наша церковь не знала более великого позора.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Иоганн Экк

Поостерегись, Мартин. Власть папы от Бога. Если он так решил, значит такова Божья воля. И противиться папе – значит противиться Господу.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Мартин Лютер

Папа – не святой. Он такой же человек, как и мы с тобой. И его власть точно не является божественной, поскольку папу выбирают кардиналы. Только Иисуса, по справедливости, можно назвать главой церкви. Только его.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Иоганн Экк

Не богохульствуй, Мартин. Божественное происхождение папской власти – основа основ нашей церкви.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Мартин Лютер

Решение о божественной природе папской власти было принято лишь в XII веке, на церковном соборе. До этого все предыдущие папы считались простыми смертными.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Иоганн Экк

Сто лет назад также говорил еретик Ян Гус. Помнишь, чем всё для него закончилось? Если не хочешь повторить его судьбу, Мартин, отрекись от своей ереси, отрекись, пока не поздно. Иначе гореть тебе на костре, а твоей душе – в адском пламени.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Мартин Лютер

Как мне не тяжело сейчас осознавать, но Ян Гус был прав в своих убеждениях. И никакие угрозы мне не помешают завершить дело, предначертанное Господом. Напоследок хочу привести такой аргумент. Как вы все знаете, христианами являются не только те, кто исповедуют католическую веру, но и те, кто живёт на востоке Европы. Они называют свою церковь греческой или православной. Так вот, они не признают власти папы. У них есть свой патриарх. Получается, все они – еретики?

  Добавить текст Вернуть оригинал

Иоганн Экк

Мне больше не о чем разговаривать. Нашу дальнейшую дискуссию считаю бессмысленной. Констанцский собор в 1418 г. принял однозначное решение: считать Яна Гуса еретиком, а все иные рассуждения – порочат святую церковь. И если, по вашему мнению, законно избранный собор может погрешать, вы для меня язычник и мытарь.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Мартин Лютер

Тогда, с этого дня, я не признаю власть папы надо мной. И всей католической церкви. Я создам новую церковь, справедливую, и чистую от грехов и пороков. На том я стою. Я не могу иначе, и да поможет мне Бог.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Источники информации:

http://religion.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000023/st009.shtml

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://www.euromag.ru/amp/events/glavnoe-sobytie-reformacii-vspomnjat-v-lejpcige/

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://no-regime.com/ru-deru/wiki/Leipziger_Disputation

  Добавить текст Вернуть оригинал

10*. Когда М. Лютер выступил с проповедью, в Европе шла «охота на ведьм». Как основатель нового учения и его последователи относились к этому ужасному явлению?

  Добавить текст Вернуть оригинал

Несмотря на то, что основателя Реформации Мартина Лютера уже многие столетия считают прогрессивным человеком с передовым, для своего времени, мышлением, который осмелился бросить вызов могущественной католической церкви, всё же у него был ряд ошибочных и даже невежественных мнений. Самое известное из них касалось одного из наиболее позорных явлений в истории христианской цивилизации – т.н. «охоте на ведьм», которая потрясала Европу с конца XV в. Мартин Лютер не осуждал эти процессы, даже став на путь Реформации. Он искренне верил в существование ведьм и выступал за их сожжение. В своих произведениях он прямо писал в 1522 г.: «Колдуны и ведьмы – суть злое дьявольское отродье, они крадут молоко, навлекают непогоду, насылают на людей порчу, силу в ногах отнимают, истязают детей в колыбели... понуждают людей к любви и соитию, и несть числа проискам дьявола…».

  Добавить текст Вернуть оригинал

Как следствие, в немецких землях, где к середине XVI в. утвердилась протестантская вера, «охота на ведьм» никуда не исчезла, а по мнению некоторых исследователей – даже превзошла по количеству жертв католическую церковь, с той разницей, что несчастных женщин приговаривала к смерти, не инквизиция, а суд, состоявший из лютеранских пасторов. Кстати, кальвинисты проводили аналогичную политику, считая розыск и осуждение ведьм своим святым долгом перед Богом.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Таким образом, даже великий Мартин Лютер, который, по словам современников, «ухватил папу за тиару, а монахов – за брюхо», как и многие его последователи, не были лишён многих средневековых предрассудков, среди которых «охота на ведьм» занимала особое место. Поэтому и Реформацию по своей сути нельзя однозначно считать победой разума над мракобесием и невежеством.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Источники информации:

https://pikabu.ru/story/ya_sam_reshayu_kto_v_moey_zemle_vedma_6358867?view=amp

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://sergeyurich.livejournal.com/395422.html

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://www.vokrugsveta.ru/vs/article/415/

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://studfile.net/preview/6266847/page:13/

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 72

Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа

Почему призыв Мартина Лютера к обновлению христианства был услышан и многими поддержан?

Призыв Мартина Лютера к обновлению христианства был услышан и многими поддержан, поскольку значительная часть искренне верующих христиан испытывала глубокое недовольство действиями католического духовенства и церкви, а в особенности – циничной и безнравственной торговлей индульгенциями.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 73

Скачать ответ
Есть ошибка? Сообщи нам!

Решебники по другим предметам