ГДЗ по истории средних веков 6 класс Бойцов §5

Авторы:
Тип:учебник
Серия:Всеобщая история

§5

Мир ислама

Стр. 42

Ключевые вопросы

Как было создано обширное мусульманское государство с владениями в Азии, Африке, Европе?

Огромное мусульманское государство, более известное как Арабский халифат, было создано в первой половине VII века пророком Мухаммадом. Именно он сумел объединить большинство арабских племен, населяющих Аравийский полуостров. Военные победы фактически доказывали всем правильность исламского вероучения и способствовали увеличению количества желающих стать мусульманами. Последователи Мухаммада (т.н. «праведные халифы»), которые правили в 632 – 661 гг., продолжили завоевательные походы. Их основными соперниками стали Византия и Иран. Арабы нанесли им ряд поражений и присоединили территорию Междуречья, Сирии, Палестины, Египта и Ирана. Государство Сасанидов прекратило свое существование, а Византийская империя потеряла не менее двух третей своей территории.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Однако наибольшего могущества Арабский халифат достиг в годы правления халифов из династии Омейядов (661 – 750 гг.). Они подчинили себе всю Северную Африку, переправились через Гибралтарский пролив, и разгромив вестготское королевство, завоевали всю территорию Пиренейского полуострова. Дальнейшее продвижение арабов в Европу было остановлено в 732 г. королевством франков. На востоке в состав Арабского государства вошли Средняя Азия и Северная Индия. Арабские завоеватели даже подошли к границам Китая, однако из-за серьезного сопротивления местного населения дальше не продвинулись.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Какой след оно оставило в истории?

Арабский халифат оставил огромный след в истории. Прежде всего в исламскую веру было обращено население многих азиатских, африканских и даже европейских территорий. Поэтому мир Средиземноморья разделился на христианскую и мусульманскую части. Также благодаря тому, что в состав Арабского халифата вошло множество народов, арабы использовали в своих целях их научные и культурные достижения и даже приумножили их. Как следствие, в Средние века мусульманская наука намного опередила европейскую, а исламская культура по многим параметрам превосходила христианскую (например, в литературе, архитектуре, философии).

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 44

Вопросы к иллюстрации

Какие ещё святыни разных религий известны вам в Иерусалиме?

В Иерусалиме, помимо мусульманских святынь, находятся места и сооружения, которые являются священными для иудеев (например, Храмовая гора) и христиан (прежде всего Храм Гроба Господня).

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 46

Вопросы к иллюстрации

Какое впечатление должен был произвести этот «лес» на человека, пришедшего в мечеть?

На мой взгляд, такое количество колонн в мечети должно подчеркнуть у всех верующих-мусульман величие и могущество Аллаха, и одновременно с этим – слабость и ничтожество человека и его жизни.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Одинаковы ли эти колонны?

Колонны, не смотря на их схожесть, не везде одинаковые. Скорее всего это связано с разной высотой потолка в отдельных частях мечети.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Были ли они сделаны специально для мечети или же её строители использовали их вторично?

Скорее всего, эти колонны были использованы вторично, поскольку их присутствие в таком количестве явно противоречит традиционному интерьеру мечетей. В большинстве мусульманских мечетей залы для молитв выглядят по-другому.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Если вам кажется верным второе, то откуда могли взяться эти колонны?

Могу предположить, что изначально данная мечеть была христианским храмом. Ведь до завоевания арабами территории Пиренейского полуострова здесь находилось королевство вестготов, а они исповедовали христианство. Скорее всего, завоевав Кордову, мусульмане решили перестроить церковь в мечеть, но колонны оставили, поскольку они поддерживают огромный вес потолков.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 49

Вопросы к иллюстрации

Сравните арабскую карту мира с современной. Чем объяснить их различие?

Арабская карта XII в., несмотря на свою неточность, имеет определенное сходство с современной. Арабским картографам удалось весьма точно изобразить местность, которая входила в состав их государства – Арабского халифата: очертания Аравийского полуострова, Ближнего Востока, Ирана, Пиренейского полуострова Северной Африки. Довольно неплохо изображены другие европейские территории (например, Апеннинский и Балканский полуострова).

  Добавить текст Вернуть оригинал

Различия между современной и указанной картой, прежде всего, состоят в том, что арабские картографы не могли изобразить те земли, о существовании которых они просто не знали (например, Северную и Южную Америку, Австралию и Антарктиду) или их знания, были неполными и противоречивыми (например, очертания Африканского континента, побережье Северной Европы, Индии и Китая и т.п.). Территории в глубине континента (например, Центральная и Восточная Европа, Сибирь), скорее всего, изображались со слов других людей (прежде всего, торговцев) и поэтому были весьма неточными.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 50

Вопросы и задания после параграфа

1. Покажите на карте, какие территории были завоёваны арабами к середине VIII в. Чем можно объяснить победы арабских воинов?

  Добавить текст Вернуть оригинал

К середине VIII в. арабы завоевали огромные территории в Азии (Аравийский полуостров, Иран, Палестина, Сирия, часть Закавказья и полуострова Малая Азия), в Африке (вся северная часть континента, включая Египет) и Европе (Пиринейский полуостров). Именно в этот период Арабский халифат достиг наибольшего могущества и максимального территориального расширения.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Победы арабских воинов и захват такого количества земель за короткий промежуток времени (чуть больше столетия), в первую очередь, можно объяснить слабостью их соседей, их постоянными противостояниями и конфликтами, и самое главное – нежеланием объединяться и бороться вместе против общего врага. Классическим примером могут послужить постоянные войны Византийской империи и Ирана (государства Сасанидов), которые существенно истощили их силы и вымотали войска. Этим воспользовались продолжатели пророка Мухаммада и нанесли поражение обоим державам. Как результат – Иран вошел в состав Арабского халифата, а Византия потеряла все свои азиатские провинции, кроме полуострова Малая Азия. Также, к причинам военных успехов арабов можно отнести высокий уровень боевого духа их воинов, которые искренне верили в то, что сражаются за благородное дело: распространяют «истинную» мусульманскую религию среди остальных народов.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Охарактеризуйте политику мусульманских правителей в завоёванных землях. Как различалось их отношение к разным группам населения?

  Добавить текст Вернуть оригинал

Поскольку территория Арабского халифата была огромной, то её населяли множество народов, исповедующих совершенно разные религии. Поэтому и отношение мусульманских правителей к жителям покоренных земель было разным. Арабы уважительно относились к тем религиям, которые основывались на вере в Единого Бога. К таким, в первую очередь относились христианство и иудаизм. Поэтому христиане и иудеи хоть и платили налоги, однако не подвергались гонениям и притеснениям по религиозному признаку. Однако с язычниками арабы вели жестокую и беспощадную борьбу. Среди них ислам насаждался насильственно.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. Используя карту (с. 43), назовите города, являвшиеся столицами Арабского халифата в VII—VIII вв. Чем было вызвано перемещение столицы?

  Добавить текст Вернуть оригинал

Первоначально столицей Арабского халифата была Медина, город в котором учение пророка Мухаммада нашло своих сторонников. Именно с этого города начались завоевательные победы арабов-мусульман. Медина выполняла была столицей на протяжении 632 – 656 гг., т.е. в период пребывания при власти четырех «праведных халифов»: Абу Бакр, Умар, Усман и Али. Во времена правления халифов с династии Омейядов, с 651 по 750 г, столицей Арабского халифата был Дамаск, который находился в Сирии. После того, как к власти пришла династия Аббасидов, в 762 г. столица была перенесена в Багдад, который был основан на территории Междуречья.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Таким образом, переносы столиц Арабского халифата были связанны с политическими, а не экономическими или культурными, событиями. Каждая новая династия, желая выделиться среди предшественников и тем самым укрепить свою власть, переносила столицу в другой населенный пункт. Аббасиды для таких целей вообще построили новый город – Багдад, который очень быстро стал центром мусульманской культуры и науки.

  Добавить текст Вернуть оригинал

4. Объясните, почему распался Арабский халифат. Какие значительные государства выделились из его владений?

Арабский халифат распался, в первую очередь, из-за действий местных владык. Постепенно халифы из династии Аббасидов начали терять контроль над теми территориями, которые находились на окраинах такого огромного государства. В свою очередь влияние местной знати, возглавляемой эмирами, стало возрастать. Как результат – со временем власть халифа стала распространяться исключительно на Багдад и его окрестности. Хотя, при этом халиф считался главным среди всех мусульманских правителей (такое положение дел несколько напоминало Киевскую Русь в период феодальной раздробленности). Вся реальная власть в провинциях принадлежала местным эмирам.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Среди множества государственных образований, на которые распался некогда могущественный Арабский халифат, выделилось два эмирата. Первый – Кордовский эмират, который существовал на территории Пиринейского полуострова, с центром в городе Кордова. Второй – эмират Саманидов, существовавший на территории Ирана, с центром в Священной Бухаре.

  Добавить текст Вернуть оригинал

5. Проведите обсуждение вопросов: 1) В чём состоял вклад арабов в развитие наук? 2) Как передавались научные знания в период раннего Средневековья?

  Добавить текст Вернуть оригинал

1) Арабские ученые сделали огромный вклад в области медицины, астрономии, географии, математики, философии, архитектуре. Они обобщили знания предыдущих поколений и других народов, а также добавили свои собственные. Например, были созданы первые обсерватории, госпитали, а также довольно точные географические карты и сложные системы орошения земли.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2) Научные знания в Арабском халифате передавались или путем обучения в медресе – мусульманских высших школах (аналогах европейских университетов), или путем изучения книг в библиотеках. Почти во всех крупных исламских городах были публичные библиотеки, крупнейшая из которых была в Багдаде – «Байт ал-хикма» («Дом мудрости»). Также следует сказать, что на то время знания арабских учёных намного превосходили познания европейских. Поэтому немало христиан из Европы были вынуждены учиться у арабских мудрецов.

  Добавить текст Вернуть оригинал

6*. Используя иллюстрации учебника и дополнительные материалы, составьте описание внешнего вида и внутреннего убранства мечетей арабского мира. Какое впечатление эти сооружения должны были производить на верующих?

  Добавить текст Вернуть оригинал

Мусульманская мечеть, вне всякого сомнения, была главным сооружением любого исламского города, его центром. Она состояла из двух главных частей: двора и здания, в котором проходили богослужения. Также важнейшей частью был минарет (один или несколько), с вершины которого призывали верующих на молитву. Во дворе мечети обязательно находился бассейн или фонтан, который служил для ритуальных омовений (перед входом в здание верующий должен был вымыть лицо, руки и ноги). Внутри - зал для молитвы покрывался коврами или циновками, стены украшены растительным узором и священными надписями из Корана и Сунны (изображать Аллаха, пророков, каких-либо людей и даже животных было категорически запрещено). Также важнейшими элементами любой мечети были минбар (место с которого мулла произносил проповеди) и михраб (ниша в стене, которая указывала направление на главную святыню мусульман – Каабу в городе Мекка).

  Добавить текст Вернуть оригинал

Считаю, что величина и размах мечетей (особенно в крупных городах), а также внутреннее богатство, должно было лишний раз подчеркивать могущество и величие Аллаха по сравнению с человеческой жизнью. Также мечеть должна была порождать среди верующих чувство восхищения и уважение к исламской религии.

  Добавить текст Вернуть оригинал

7*. Раскройте смысл понятия «мир ислама». Выскажите суждение о том, какие явления определяли это понятие наряду с мусульманским вероучением.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Согласно моей точке зрения, мир ислама – это в первую очередь территории, где была распространена данная религия. К миру ислама также нужно отнести людей, которые её исповедовали и исповедуют (мусульман). Религия ислаи сформировала мусульманскую культуру и науку, а также нормы шариата (мусульманского права). Они тоже являются важнейшими частями мира ислама. Также к миру ислама можно отнести политический строй в виде халифата, арабский язык, арабскую письменность, исламские обычаи, традиции, и даже кухню.

  Добавить текст Вернуть оригинал

І раздел

Раннее Средневековье

Глава 3. Держава франков

Стр. 51

Скачать ответ
Есть ошибка? Сообщи нам!

Решебники по другим предметам